24 мая в Париже встретились два министра – румынский и украинский, Валентин Попа и Лилия Гриневич. Оба возглавляют у себя ведомства просвещения. Чиновники подписали протокол о взаимопонимании и последующем разрешении споров вокруг украинского закона «Об образовании». Парижскую встречу осветила пресс-служба Лилии Гриневич и украинские СМИ, а вот румынское министерство национального образования, ограничившись кратким сообщением о визите своего шефа в Париж, о встрече с украинской коллегой не упомянуло ни словом. Промолчали и румынские СМИ.
Зато на Украине о министерской встрече раструбили: имея проблемы практически со всеми соседями, официальному Киеву надо демонстрировать, что у него есть и друзья.
Формально Румыния к Украине претензий не имеет. Однако работа над румынско-украинским договором 1997 года об отношениях добрососедства и сотрудничества тянулась более пяти лет: Бухарест старался, чтобы границы Украины в документе официально признаны не были. Договор всё же подписали, так как Румынию заводили в НАТО, а при территориальных спорах это по уставу альянса невозможно.
И тем не менее вопрос об «утраченных землях» (в Молдове и на Украине) Бухарест не снимал все годы со времени распада Варшавского блока и развала СССР. Так что о принадлежащей Украине Северной Буковине румыны не забывают. Когда в конце 2014 года Румыния готовилась выбирать президента, один из претендентов-фаворитов Виктор Понта много говорил о создании еврорегиона «Буковина», который объединил бы румынскую и украинскую части этого края. Понта выборы проиграл, а президентом Румынии стал немец Клаус Вернер Йоханнис, тоже не раз заявлявший, что румыны на Украине должны быть защищены.
После принятия Киевом в сентябре прошлого года закона «Об образовании» министр Румынии по делам соотечественников Андрея Пэстернак потребовала от украинского посла, чтобы Украина соблюдала свои обязательства в сфере образования и не отнимала у украинских румын возможности учиться на родном языке. Затем румынский парламент единогласно принял декларацию о защите прав нацменьшинств. Затем Клаус Йоханнис отменил свой визит на Украину, решив, что ему, президенту Румынии, ездить туда не к лицу.
Клаус Йоханнис так и не приехал в Киев. romaniatv.net
Приведенные примеры – это большая политика Румынии. Есть у этой политики и региональное измерение. Так, прошлой осенью у здания обладминистрации в Черновцах прошёл митинг, где местные румыны протестовали против того же закона «Об образовании». А в феврале в городе состоялось собрание румын, выступающих за сохранение своих традиций и языка.
Ещё один важный аспект политики Бухареста – раздача румынских паспортов жителям украинской Буковины. Процесс идёт не первый год, но официальные цифры не называются. Когда румынского министра иностранных дел Теодора Мелешкану спросили о количестве выданных паспортов, он не ответил, сославшись на защиту персональных данных. При этом получить паспорт Румынии в Черновцах нетрудно. Цены примерно такие – 450 евро для тех, кто является румыном по национальности, 900 евро – для всех остальных.
Считают, что гражданами Румынии уже стали несколько десятков тысяч жителей украинской Буковины. Раздача паспортов – явный признак румынской экспансии, но противостоять ей Украина неспособна. Вспомним историю с шельфом острова Змеиный. Обратившись в Международный суд ООН, Румыния из общей площади шельфа в 12 000 квадратных километров забрала себе 9700 квадратных километров. Был шельф украинским, стал румынским. Случилось это в 2009 году.
Другой пример: осенью 2015 года Минобороны Украины решило сформировать 10-ю горно-штурмовую бригаду с дислокацией в Ивано-Франковской области. На пресс-конференции, собранной по этому поводу, начальник управления оперативного командования «Запад» полковник Кевлюк рассказал, что это ответ на возможные территориальные претензии со стороны Румынии. Бухарест возмутился и вызвал на ковер украинского посла. А в Киеве начальнику Генштаба генералу Муженко пришлось долго успокаивать посла Румынии.
Стоит вспомнить и о встрече министров иностранных дел двух стран в январе 2018 года. На совместной пресс-конференции Павла Климкина и Теодора Мелешкану последний прямо сказал, что считает практику выдачи румынских паспортов гражданам Украины делом нормальным. Климкин дал на это маловразумительный комментарий, а потом написал у себя в «Твиттере»: «Так встречаются друзья». Ну-ну...
Ещё было несколько акций украинских радикалов.
Украинские радикалы у Генерального консульства Румынии bucpress.eu
А в феврале СБУ, открыв дело в связи с поджогом венгерского культурного центра в Ужгороде, сообщила, что организаторы нападения планировали уничтожить и две румынские школы в Буковине. Обвинили, конечно, ФСБ. МИД Румынии выразил по этому поводу обеспокоенность, но упоминание о «руке Москвы» проигнорировал: версиям СБУ в Бухаресте не верят.
Важным инструментом давления на Украину станет железная дорога Сучава – Черновцы, которая соединит румынскую Южную Буковину с украинской Северной Буковиной. Планируется, что ширина колеи будет европейской.
А в первые месяцы 2018 года более ста населённых пунктов Молдовы (в основном сёла) приняли декларации о символическом присоединении к Румынии. Это аргумент, который легко может быть перенесён на Украину, тем более что в некоторых районах Черновицкой области численность румынского населения превышает 90%.
А пока молдавские сёла принимали свои декларации, бывший президент Румынии Траян Бэсеску предложил символически денонсировать Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года («пакт Молотова – Риббентропа»). Это подтверждение заявки на пересмотр границ и «возвращение» Румынии Северной Буковины.
Праздник румынской национальной одежды в украинских Черновцах. dcnews.ro
1 декабря 2018 года Румыния отметит столетие так называемого Великого объединения. Идея «Великой Румынии» взмоет ещё выше, и румынская трансгрессия на территорию Украины усилится. К концу 2018 года Украина имеет большой шанс получить в лице Румынии не «друга» (по Климкину), а ещё одного враждебного соседа.