Константинопольская патриархия приступила к рассмотрению вопроса признания т. н. «Македонской церкви», самовольно выделившейся из Сербской православной церкви, сообщает греческое агентство Romfea. Очевидно, действия Фанара стали ответом на недавнее заявление патриарха Сербского Иринея: «Всякий, кто помогает украинским раскольникам, – враг всех православных славянских народов и всего православного мира».
Владыка Ириней заверил, что «Сербская Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников, которые раздирают хитон Христов у купели Киевского Крещения, продавая свой народ врагам веры». «Сейчас мученическая Украинская Церковь – там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, – оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием», – считает предстоятель Сербской православной церкви. – Конец их будет по делам их (2 Кор. 11:15)», – напомнил патриарх сербов слова апостола Павла
Как известно, на Балканах существует так называемый «Македонский раскол» – самочинно объявившая в 1967 году о своей «автокефалии» Македонская церковь, в то время автономная в составе Сербской православной церкви. Однако в Македонии продолжает действовать каноническая Охридская архиепископия Сербской православной церкви, тогда как «автокефалия» т. н. «Македонской православной церкви» 50 лет остаётся непризнанной.
И вот 30 мая в ответ на обращение премьер-министра Македонии Зорана Заева синод Константинопольской церкви объявил, что берётся за рассмотрение статуса «Церкви Македонии». Аргументируется это вмешательство в дела поместной Сербской церкви тем, что Константинополь, дескать, – «Мать-Церковь всех балканских народов, о чём говорит истинная история». При этом в каноническом праве нет понятия «Мать-Церковь», а истинная история говорит о том, что в переносном смысле «Матерю всех церквей» именовали исключительно Иерусалимский патриархат.
Тем не менее синод т. н. Вселенского патриархата решил принять в отношении Македонской церкви «надлежащие меры при непременных условиях соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского Патриархата». «Полномочий», которыми, заметим, истинно Вселенская церковь в лице остальных 14 автокефальных патриархатов и митрополий Константинополь не наделяла. И «привилегий», о которых после впадения Константинополя в ересь Флорентийской унии не может быть и речи.
Таким образом, в случае антиканонических действий патриарха Варфоломея в православном мире наметятся уже два раскола, суммарный эффект которых может быть сопоставим с Великим расколом 1054 года.
Соб. корр. ФСК