После подписания 16 июня премьер-министрами Македонии и Греции соглашения о переименовании Республики Македония в «Северную Македонию» в стране начались массовые акции протеста. 17 июня, когда большое количество протестующих собралось у здания парламента, одобрившего соглашение Ципрас – Заев, против них была применена сила. Полицейские, большинство которых албанского происхождения, избивали пожилых людей, женщин, подростков. Против демонстрантов были применены спецсредства, включая слезоточивый газ. После этого по стране прокатилась волна арестов.
Несмотря на ежедневные шествия протестующих в центре Скопье, 20 июня македонский парламент ратифицировал соглашение Ципрас – Заев. Оно было передано, согласно конституции, на подписание президенту Георге Иванову, но он категорически отказался подписывать этот документ. 20 июня президенту Иванову было дано семь дней, чтобы поставить свою подпись.
Если соглашение останется не подписанным, это вызовет новый политический кризис, что приведёт к перевыборам парламента и изменению баланса сил. Западу такая перетряска не нужна.
У Македонии есть сейчас четыре возможных сценария развития событий. Три из них, в принципе, направлены на один и тот же результат.
Сценарий первый предполагает вынесение импичмента президенту Македонии Георге Иванову. Для этого нужно две трети голосов депутатов парламента, или 81 мандат. На данный момент у сторонников переименования республики в «Северную Македонию», открывающего путь к вступлению в НАТО, в совокупности 69 голосов. Есть сведения, что нескольких человек из оппозиционной ВМРО-ДПМНЕ уже удалось подкупить. Эта оппозиционная партия, которая до недавнего момента многие годы была правящей, практически бездействует, молчаливо соглашаясь на изменение названия страны. Более того, со стороны ВМРО-ДПМНЕ замечены попытки дискредитировать участников протеста, в частности партию «Единствена Македония», представители которой открыто участвуют в акциях протеста. Учитывая оппортунизм ВМРО-ДПМНЕ, не исключено, что ещё десяток депутатов удастся уговорить через подкуп либо шантаж на голосование в пользу импичмента.
Кроме того, президент сам может снять с себя полномочия из-за оказываемого на него давления. C учётом того, что ранее на первого президента Македонии Киро Глигорова было совершено покушение, а второй президент Борис Трайковский разбился в авиакатастрофе (он отказывался утвердить разделение страны в угоду албанцам), беспокойство в Македонии по поводу судьбы Георге Иванова вполне обоснованно.
Если импичмент или добровольная отставка состоятся, будут проведены выборы нового президента, который, скорее всего, подпишет злополучное соглашение (эдакий пропуск в НАТО). Далее последует смена Конституции Македонии, и референдум уже никакой роли играть не будет. Новоявленная «Северная Македония» станет федерацией, и тогда её раскол по этнорелигиозному принципу практически неминуем. Это – крупный шаг к появлению на Балканах «Великой Албании».
Второй сценарий предполагает, что специальный представитель ООН по урегулированию спора между Македонией и Грецией Мэтью Нимиц (американский юрист, служивший помощником президента США Линдона Джонсона) может представить соглашение об изменении названия страны в ООН на голосование. Скорее всего, это будет сделано на очередном заседании СБ ООН, чтобы новая резолюция отменила предыдущие резолюции 817 и 845. Нимиц напрямую координирует действия с послом США в Македонии Джесом Бейли, а тот даёт указания министру иностранных дел Македонии Николе Димитрову. Этот сценарий ещё не запущен, но теоретически возможен.
По третьему сценарию кризис в Македонии может затянуться. Это также приведёт к перевыборам в парламент и вероятному изменению внутриполитического баланса. В таком случае будет запущен «план Б», согласно которому албанские вооружённые группировки начнут захват территорий, на которые они претендуют, с перспективой повторения в Македонии косовского сценария. Под видом обеспечения безопасности в Македонию будут введены войска НАТО. Технически это не составит труда, так как натовский контингент размещён в соседнем Косово, а при необходимости дополнительные силы могут быть переброшены из Болгарии и Греции. С учётом того, что оба эти государства имеют исторические претензии к Македонии, они с готовностью откликнутся на призыв Вашингтона и Брюсселя «поделить» Македонию.
Четвёртый сценарий исходит из возможности иного развития событий при условии, что в ближайшее время соглашение Ципрас – Заев не будет реализовано. Общественные протесты при активной помощи македонской диаспоры могут набрать силу. Государства, заинтересованные в стабильности Македонии, а это в первую очередь соседняя Сербия и Российская Федерация, могут сделать соответствующие шаги на международной арене. Сербский министр иностранных дел Ивица Дачич уже официально заявил, что Сербия не поддерживает соглашение с Грецией по изменению названия Македонии. Далее политические консультации с патриотическими силами Македонии и международно-правовая поддержка способны заблокировать возможность дальнейших манипуляций Запада с будущим этой республики.
При осуществлении любого из трёх первых сценариев против македонской патриотической оппозиции будут проведены репрессии. «Северная Македония» вступит в НАТО, альянс окружит Сербию плотным кольцом и сделает её своей следующей жертвой. Вероятна и ликвидация Македонии – часть её отойдёт Албании, ещё две части – Греции и Болгарии. Македония перестанет существовать как субъект международного права.
Запад действует очень быстро, и эта поспешность связана с намерением снять противоречие с Грецией до открытия саммита НАТО 11-12 июля, устранив формальные препятствия для принятия Македонии в альянс.