На полях саммита НАТО в Брюсселе президенты Польши и Украины встречались дважды, однако окончательно договориться по острым вопросам общей истории им так и не удалось.
«В рамках рабочего визита в Брюссель Президент Украины Пётр Порошенко провёл встречу с Президентом Республики Польша Анджеем Дудой. Стороны обменялись мнениями по ряду вопросов двусторонних отношений и международной повестки дня. Были обсуждены вопросы продолжения диалога в сфере защиты культурного наследия и увековечения мест памяти украинского и польского народов на территории двух стран», – говорится в сообщении на сайте президента Украины.
Но за официальными фразами про обмен мнениями стоит жёсткое противостояние: Украина требует от Польши потери исторической памяти, поскольку сама не желает признавать за своими героями убийства сотен тысяч невинных людей.
«Общая история – дело учёных, а не политиков, президентам же, вместо того чтобы политизировать прошлое, следует стремиться к объединению в настоящем и будущем», – в надежде на отмену «антибандеровского» польского закона заявил Порошенко после встреч с Анджеем Дудой.
«Трудно противиться впечатлению, что момент и способ почтить лиц, погибших в Сахрыни, был своеобразной политической провокацией», – считает глава канцелярии премьер-министра Польши Михаил Дворчик.
Но президент Польши имеет своё мнение по этому поводу.
«Я жду исторической правды. Я говорю понятно: на Волыни не было никакой польско-украинской войны, там был геноцид, там осуществляли этническую чистку поляков, обычных людей в селе, польских семей, детей», – прокомментировал Дуда беседы с Порошенко, вернувшись из Брюсселя в Польшу.
Также Анджей Дуда заявил, что «ожидает от Украины шагов по дегероизации УПА*».
«Пётр Порошенко говорит: но были акции также с польской стороны. Я это не отрицаю. Были, конечно, только диспропорция – огромная. Ведь если говорят, что погибло несколько тысяч украинского населения, то польские потери оценивают в 100000 человек. И это не были военные, я ещё раз повторяю, это были гражданские лица», – рассказал Дуда о своих переговорах с Порошенко «Польскому радио».
Чтобы решить все спорные вопросы, нужно провести эксгумацию, на которую польская сторона никак не может получить согласие от Киева, отметил президент Польши.
«Я говорю понятно: на Волыни не было никакой польско-украинской войны, там был геноцид, там осуществляли этническую чистку поляков, обычных людей в селе, польских семей, детей»
«Если кто-то не хочет согласиться на эксгумацию, то я спрашиваю: он боится, что историческая правда благодаря эксгумации будет на самом деле открыта и совершенно доказана на основе того, сколько этих людей лежит в этих массовых могилах?» – задаётся вопросом Дуда.
По его мнению, только правда является условием развития хороших отношений между Украиной и Польшей в будущем, даже если эта правда будет мучительной.
«Правда может быть болезненной как для украинской, так и для польской стороны. Ибо надо сказать: мы тоже не были святые в этом и нам тоже есть перед чем склонить голову», – отметил польский президент.
«Варшава не согласна с отрицанием преступной сущности идеологов украинского национализма Степана Бандеры и Романа Шухевича. И мы не можем согласиться с тем, что этих людей будут прославлять и нельзя будет назвать преступниками. Именно украинский закон, который не соответствует исторической правде, был причиной того, что в последние дни не было совместных мероприятий, посвящённых 75-й годовщине Волынской резни. Каждая из сторон организовала собственные памятные мероприятия», – цитирует «Польское радио» Анджея Дуду.
Бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер также считает, что отношения между двумя странами можно будет наладить только после установления исторической справедливости и признания Киевом геноцида поляков.
«Выход есть только один. Он в том, что украинские власти признаются в геноциде, который имел место в 1943-1944 годах, геноциде, совершённом подразделениями Украинской повстанческой армии (УПА), геноциде, который стал результатом идеологии Шухевича, Бандеры, Донцова, и признаются в уничтожении от 120 тысяч до 150 тысяч поляков, которые были зверски убиты на Волыни и в Галиции только за то, что были поляками. Мы, конечно, не можем украинцам определять их героев. Но мы имеем право реагировать, если видим, что на постаментах стоят преступники, именами преступников и убийц называют улицы. И надо об этом говорить и добиваться, чтобы они знали, что мы, поляки, будем на это реагировать», – заявил Миллер.
Но украинское государство не собирается расставаться с Бандерой и Шухевичем, ведь это означает крах всей новейшей украинской истории, переписанной под героизацию ОУН-УПА*.
Украина не собирается отказываться от Бандеры
«Что касается высказываний президента Польши Дуды в адрес УПА, когда он требовал отказаться от их героизации. Спасибо. Это ещё один стимул для их максимального возвышения и возвращения исторической сознательности украинцам, которые должны быть военной силой, а не дешёвой рабочей силой для Польши», – написала известная своими скандальными высказываниями бывший депутат, преподаватель университета «Львовская политехника» доктор наук Ирина Фарион на своей странице в социальной сети Facebook. Также она обвинила поляков в том, что «украинцам пришлось идти на поклон к русскому царю».
Нынешний же глава ОУН, первый заместитель председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Богдан Червак разразился гневным заявлением на своей странице в социальной сети Facebook.
«Считаю, что президент Польши Дуда должен стать невъездным на Украину. Обвиняя украинцев в геноциде и этнических чистках, Дуда пытается нас оболгать и унизить. Сейчас он требует «дегероизации» УПА, а это польский шовинизм. Дуде следует напомнить, что Украина – независимая страна и пусть не вмешивается в наши внутренние дела. Украинско-польское примирение для нас важно, но не любой ценой. Никаких уступок в вопросе национальной памяти не будет, пусть угомонятся», – написал чиновник, возглавляющий по совместительству необандеровскую организацию.
А украинские историки взялись оспаривать количество погибших украинцев, как будто бы всё дело в цифрах. Появились цифры о 10, 15 и даже 25 тысячах погибших от рук поляков украинцев.
«Сегодня диалог выглядит так: вы нас обвиняете в геноциде – и мы вас обвиним в геноциде, вы нам выкатываете 100 тысяч жертв – и мы вам выкатим 100 тысяч жертв. Эта игра называется «сам такой». Ситуация становится, страшно сказать, смешной!» – прокомментировал спор между историками о количестве погибших генеральный директор Львовской национальной галереи искусств Тарас Возняк на львовском портале Zaxid.net.
При этом на Украине усиленно продолжают делать вид, что никакой Волынской резни не было.
До польско-украинского примирения ещё слишком далеко. Причина банальна: украинское государство желает, чтобы «ради будущего» Польша отказалась от своего прошлого и приняла Украину в свои объятия такой, какой она является сейчас, – с героями-бандеровцами, с новой историей, основанной на их «подвигах», с новым поколением, воспитываемым на примерах Бандеры и Шухевича. Если же в Польше не хотят с этим соглашаться, то в адрес поляков тут же слышны угрозы. Сдавать позиции необандеровцы не собираются.
Соб. корр. ФСК
* организации, запрещённые в России.