24 августа, в День независимости Украины, исполнилось 100 дней со дня ареста Кирилла Вышинского, руководителя РИА «Новости Украина», которого обвиняют в государственной измене и поддержке непризнанных республик Донбасса, за что журналисту грозит до 15 лет лишения свободы. Сейчас Вышинский находится в херсонском СИЗО без права внесения залога, срок его содержания под стражей продлён до 8 сентября.
Также Вышинскому отказывают во встрече с российскими консулами. Представитель МИД РФ Мария Захарова считает, что этот отказ связан с украинским гражданством Вышинского: у журналиста два гражданства – украинское и российское.
Во время заседания Апелляционного суда в Херсоне Кирилл Вышинский обратился к Петру Порошенко и к Владимиру Путину. «Я обращаюсь к президенту Порошенко, которого знаю лично и с которым мы сделали несколько добрых дел. Я заявляю о выходе из украинского гражданства, с этой минуты считаю себя только гражданином РФ. Я обращаюсь к президенту Путину с просьбой о предоставлении мне правовой защиты и принятия мер по моему освобождению», – заявил Вышинский.
Но Украина отказывается признавать российское гражданство журналиста, потому что СБУ «выгодно судить Вышинского как украинского гражданина», как сказал заместитель главы СБУ Виктор Кононенко на брифинге 15 мая.
Украинские политики не раз говорили о том, что Вышинского нужно обменять на Олега Сенцова, отбывающего наказание в России. Владимир Путин прокомментировал такие предложения, подчеркнув, что «журналист арестован за выполнение профессиональной деятельности, а режиссёр Сенцов – за подготовку теракта в Крыму, что несопоставимо».
Также президент России заявил, что арест Кирилла Вышинского – «абсолютно беспрецедентная и абсолютно недопустимая политика сегодняшних украинских правителей».
В МИД России этот арест назвали произволом, а посольство России дважды отправляло ноты протеста в МИД Украины, на которые украинская сторона не прореагировала.
«Продолжается фактическое ущемление прав российского журналиста, которому власти отказывают во встречах с российскими консульскими сотрудниками, ссылаясь на наличие у него кроме российского и украинского гражданства.
Убеждены, что все случаи воспрепятствования деятельности журналистов и работников СМИ независимо от их национальности и гражданства требуют решительного осуждения всем мировым сообществом. МИД России будет держать на постоянном контроле развитие ситуации и оказывать всё возможное содействие К.В. Вышинскому», – говорится в сообщении на сайте МИД РФ.
«Арест Вышинского – это продуманная акция захвата заложника в надежде на то, что он занимает довольно высокое положение, что ради него Москва закроет глаза на все свои принципы и обменяет его на Сенцова», – считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии политолог Михаил Погребинский. Он также выразил уверенность, что «все, кто к этому причастен, в том числе судьи и люди из правоохранительной системы, рано или поздно будут привлечены к уголовной ответственности по статье "Преступление против человечности"».
«Кирилл в тюрьме лишь за то, что профессионально исполнял свой долг – и это показатель слабости режима, который образовался в Киеве в результате кровавого госпереворота. Это позор, имеющий привкус средневековья, инквизиции, практически пыток. И я уверен, что процесс затягивается лишь потому, что в суде он развалится», – заявил гендиректор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв.
С требованиями немедленно освободить Кирилла Вышинского выступили секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир, обозреватель турецкого телеканала TV5 Селим Акдуман, представитель турецкого телеканала Ulusal Kanal в Иране Якуп Аслан, руководитель организации ибероамериканских журналистов Альваро Мартинес и десятки других журналистов и политиков. А вот международные организации не спешат замечать очередной беспредел на Украине.
Оппозиционный украинский общественный деятель Елена Бондаренко считает, что надеяться на объективность правозащитных организаций не приходится. «Двойные стандарты – это любимая игра многих евродепутатов, которые вовлечены в украинскую тематику. Сейчас работа идёт на повышение количества знаний о правовом беспределе и нарушении прав и свобод человека в Украине, которое, несомненно, затем перейдёт в качество. Когда нельзя будет отмахнуться от очевидного», – отметила она.
Украинская реальность такова, что ни совет по правам человека при ООН, ни верховный комиссар по правам человека при Совете Европы, ни ОБСЕ не могут никак повлиять на украинскую власть, которая вот уже пятый год систематически и безнаказанно нарушает все права и свободы, заявляя при каждом удобном случае о своей приверженности «общеевропейским ценностям». И уж тем более не смогут повлиять на Киев заявления и протесты журналистов и политиков.
Что касается самого Кирилла Вышинского, то он заявил на суде, что прекрасно понимает – «приговор для него уже готов».
«На Кирилла и его семью все эти сто дней оказывается беспрецедентное давление, его вынуждают подписаться под тем, чего он не совершал. Сами по себе обвинения звучат абсурдно. По сути дела ему инкриминируется журналистская работа: сбор и официальное распространение информации, которая не всегда совпадала с нынешними официальными взглядами Киева. Кирилл держится мужественно, и я хотел бы ещё раз выразить слова поддержки лично ему и его близким. Своих мы не бросаем», —
заявил член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Ревенко.
Соб. корр. ФСК