1 сентября в сочинской резиденции Президента России Бочаров Ручей прошли переговоры Владимира Путина с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым

Российско-азербайджанские переговоры – что осталось за кулисами

Путин и Алиев провели в Баку больше часа в разговоре один на один

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

1 сентября в сочинской резиденции президента России Бочаров Ручей прошли переговоры Владимира Путина с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым. Ранее, 12 августа, лидеры России и Азербайджана принимали участие в саммите лидеров прикаспийских государств в казахстанском городе Актау, поставив подписи под Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. А месяцем ранее Ильхам Алиев побывал на открытии чемпионата мира по футболу в Москве, где не только познакомился с новым премьер-министром Армении Николом Пашиняном, но и провёл переговоры с Владимиром Путиным.

Всё это говорит о том, что пространство взаимодействия Москвы и Баку расширяется. В ходе встречи глав государств рассматривались в основном вопросы экономического сотрудничества и региональной безопасности. В 2017 году товарооборот между Россией и Азербайджаном вырос на треть, до 2,5 млрд. долл., а за первые пять месяцев 2018 года – ещё почти на четверть (что превышает торговлю с Ираном), а российские компании инвестировали в экономику Азербайджана около 4 млрд. долларов. В свою очередь, азербайджанские инвесторы вложили в российскую экономику около 1 млрд. долларов. Безусловно, за этими показателями есть и усиление лоббистских возможностей Баку в Москве. Две страны являются соседями по Каспию, имеют общую границу на Северном Кавказе. «У нас очень обширное взаимодействие, мы называем его стратегическим партнерством. Отношения развиваются и по политической линии, и по экономической», – сказал Путин, отметивший рост продаж продукции гражданского назначения на 20 процентов.

По итогам переговоров в первый день осени было подписано полтора десятка документов о расширении взаимодействия двух стран по различным направлениям, включая экономику, промышленность, туризм, спорт и цифровые транспортные системы. Программа сотрудничества между двумя правительствами на период до 2024 года дополняется Планом действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества на период до 2024 года, включая устранение барьеров в торговле, развитие транспортного потенциала, создание совместных производств, обмен опытом в сфере  цифровизиции, взаимный туризм, гуманитарные контакты. Заявлено о предстоящем совместном изучении потенциального нефтегазоносного блока «Гошадаш» на севере мелководья Апшерона, на азербайджанском участке дна Каспийского моря. Подписан контракт между «Роснефтью» и азербайджанской государственной нефтекомпанией SOCAR Trading S.A; группа «ГАЗ» откроет в соседней стране сборку своих коммерческих автомобилей; российский экспортный центр с помощью «Газпромбанка» расширит, при поддержке той же SOCAR, экспорт российских товаров в Азербайджан. Проекты в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг», связывающего Иран, Азербайджан и Россию, могут представлять интерес и для Пекина с его инициативой «Один пояс – один путь». «В этом году по сравнению с прошлым годом по транспортному коридору "Север –  Юг" транспортировано грузов в 100 раз больше, чем в прошлом. И это только начало, поскольку этот масштабный глобальный проект будет охватывать страны и континенты», – сказал Алиев.

Подчёркивая доверительный характер российско-азербайджанских переговоров, «Коммерсант» пишет о том, что уже «после заявлений для прессы Владимир Путин… снова уединился с Ильхамом Алиевым, чего никто в окружении ни того, ни другого не ожидал, и еще больше часа провел с ним совсем уже один на один в одной из самых укромных частей резиденции. Этим переговоры отличались от всех последних, которые президент проводит с коллегами из других стран в Бочаровом Ручье».

На итоговой пресс-конференции Ильхам Алиев не мог не отметить возросшие  объёмы двустороннего военно-технического сотрудничества, включая закупки российских систем вооружений более чем на 5 миллиардов долларов. «Азербайджан продолжает модернизацию своих вооруженных сил, а Россия является важнейшим мировым производителем и поставщиком военной продукции на международные рынки», – подчеркнул азербайджанский лидер. В последние годы Российская Федерация затратила значительные средства на модернизацию армии и, как отмечают некоторые эксперты, стремится вернуть хотя бы часть потраченных на оборону денег за счёт военно-технического сотрудничества. Давно замечено, что прибытие каждой единицы тяжёлой техники или ящика боеприпасов из России детально освещается бакинскими СМИ, что адресовано не только внутренней аудитории, но и   –  едва ли не в первую очередь – Еревану и Степанакерту. Между тем, помимо России, обкладываемой западными санкциями, способными затронуть её военно-техническое сотрудничество с третьими странами, Азербайджан активно закупает оружие и военную технику у Белоруссии, Израиля, Пакистана, Турции, Чехии и других стран. Военный эксперт Узеир Джафаров обоснованно говорит об отсутствии стопроцентной зависимости Баку от Москвы по части военных поставок. Да и сотрудничество Азербайджана с Турцией и в целом с НАТО, пусть не столь явное, как у соседней Грузией, развивается своим чередом. Несмотря на значительное количество российского оружия, стандарты военного строительства в Азербайджане определяются турецким и западным влияниями; представители высшего и среднего командного состава национальной армии в большинстве своём проходят переподготовку отнюдь не в России. В конце августа в Баку побывала официальная турецкая делегация во главе с председателем Великого национального собрания Бинали Йылдырымом. Обсуждались совместные коммуникационные проекты и делались заявления о неизменной взаимной поддержке в рамках известной концепции «один народ – два государства».

Российская сторона, стремясь парировать воинственные устремления «горячих голов» в Азербайджане, акцентирует внимание на мирных направлениях двустороннего сотрудничества. Разумеется, обсуждалась и традиционная «конфликтная» проблематика. «Мы обменялись мнениями по международной и региональной проблематике. В частности, разумеется, затронули и нагорно-карабахскую проблему. В качестве сопредседателя минской группы Россия продолжит оказывать все возможное содействие мирному урегулированию этого конфликта», – заявил Владимир Путин. В первых числах сентября на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН должна пройти очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна, посвящённая урегулированию в Нагорном Карабахе. Несмотря на некоторую неопределённость и даже настороженность, возникшую в последнее время в российско-армянских отношениях, вряд ли какая-либо из сторон способна навязать Москве своё исключительное видение перспектив урегулирования застарелого конфликта.

Несмотря на специфический характер некоторых кадровых назначений в Армении, Москва и Ереван будут стремиться сгладить «острые углы», в том числе в ходе очередной встречи главы правительства Армении и президента России в Москве, намеченной на 8 сентября. Одной из ключевых тем переговоров может стать кандидатура нового генерального секретаря ОДКБ, которую Армения собирается представить странам-участницам военно-политического блока после завершения официальной процедуры по отзыву Юрия Хачатурова, проходящего в Армении в качестве обвиняемого по уголовному делу о событиях 1-2 марта 2008 года. Как известно, эта история наделала немало шума, пошатнув позиции Еревана в ОДКБ, и симптоматично, что в конце августа стало известно о добровольной отставке советника премьер-министра Армении Арсена Харатяна, который, согласно источникам в окружении Никола Пашиняна, настаивал на немедленном аресте Хачатурова. Этот деятель известен своими давними связями с американскими спецслужбами, а его жена, по некоторым данным, работает на дипломатической должности в посольстве США в Тбилиси.

Тема возможного вступления в ОДКБ Азербайджана на фоне вероятной потери Арменией должности генерального секретаря этой организации в результате, мягко говоря, ошибочных ходов «революционных» властей» достаточно активно муссировалась некоторыми азербайджанскими СМИ и политиками. Заметим: присоединение какой-либо страны к ОДКБ открывает возможность приобретения ею современных российских систем вооружений по «внутренним» ценам, гораздо более низким, чем рыночные, и вполне естественно, что в МИД Армении напомнили о праве вето. Впрочем, никаких официальных заявлений на этот счёт в Баку не делалось, и заявок не подавалось (что не исключает её обсуждения в кулуарном режиме).

В целом следует признать активный, если не сказать напористый, характер действий азербайджанской дипломатии, что довольно заметно на фоне внутриполитической турбулентности в Армении, не лучшим образом сказывающейся на согласованности внешнеполитического курса Еревана. Конечно, «северный» и «западный» векторы внешней политики Азербайджана следует рассматривать как дополняющие и определённым образом уравновешивающие друг друга. Достаточно сказать, что российское оружие закупается за деньги, полученные преимущественно за поставки энергоресурсов потребителям в Европейском союзе. Набирающая силу антииранская и антироссийская кампания администрации Дональда Трампа может оказать негативное влияние на американо-азербайджанские отношения, особенно в случае, если Баку пострадает от политически мотивированных санкций против Тегерана и Москвы, а также игры Вашингтона против Турции. Как отмечает экономист Натик Джафарли, в случае дальнейшего ужесточения антииранских санкций они могут распространиться на работающую в этой стране компанию SOCAR, не говоря об иных потерях, в том числе от прекращения транзитного сообщения по линии «Север – Юг». Отсюда – стремление подстраховаться за счёт укрепления выгодных Азербайджану контактов Москвой. А попутно – разыграть «российскую карту» в диалоге с западными партнёрами на случай обострения их правозащитной риторики и попыток финансово-экономического давления на власти «нефтяной полумонархии».

Несмотря на значительные поступления от транзита и экспорта энергетических ресурсов, государственный долг Азербайджана подбирается к отметке 10 млрд долларов, и здесь не исключены неприятности. Стремиться в таких условиях к диверсификации своих политико-дипломатических контактов - естественно, но для того, чтобы эти контакты были более убедительными, их необходимо подкреплять не только высокохудожественными селфи в Брюсселе либо где-то ещё, но и конкретными инициативами, способными заинтересовать партнёров, включая тех, которые находятся в состоянии скрытого или открытого антагонизма.