В Донецке – перемены во власти. После убийства Александра Захарченко временным главой ДНР стал Дмитрий Трапезников, но пробыл он в кресле руководителя республики всего несколько дней. На экстренном заседании Народного cовета ДНР, которое состоялось 7 сентября, исполнять обязанности главы республики депутаты назначили Дениса Пушилина, который является руководителем парламента (НС).
Дмитрий Трапезников отправлен в отставку, а вместе с ним – и всё правительство: министры остались работать, но получили приставку «и. о.» к должностям.
В республике назначены выборы – на 11 ноября 2018 года, причём не только глав ДНР, но и парламентские.
Бывший министр доходов ДНР Александр Тимофеев, Ташкент, который пострадал при взрыве в кафе «Сепар», когда погиб Александр Захарченко, пустился в бега. Он обвинён в республике в финансовых преступлениях и коррупции. Также уехал из ДНР и бывший советник погибшего в результате теракта главы Александр Казаков, который ещё два дня назад сообщал на своей странице в Facebook о том, что «Ташкент уже на посту» и вместе с Трапезниковым строит планы, «как воплотить в жизнь замыслы и мечты лидера Донбасса Александра Захарченко».
Но дальнейшие события показали, что планы эти оказались замками на песке, который смыла новая волна.
Всё произошедшее в ДНР за последние несколько дней не было случайным. Ситуацию неоднозначного назачения Дмитрия Трапезникова исполняющим обязанности главы ДНР (он сам себя им объявил) ранее комментировал директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, по мнению которого после гибели главы ДНР полностью легитимным конституционным органом в республике остаётся Народный совет (парламент) во главе с Денисом Пушилиным. По конституции Трапезников не мог заменить Александра Захарченко, поскольку не являлся первым вице-премьером – эта должность оставалась незанятой.
«Он это знает и поэтому не издаёт никаких актов и практически не принимает решений. Все вокруг это видят. Ещё немного и может начаться разброд и шатание», – говорил эксперт. Также он предполагал, что Трапезников не сможет провести выборы в республике.
«Если даже будут выборы, его сил не хватит, чтобы провести их организованно. Единственная его опора пока что – это министр доходов и налогов Александр Тимофеев. Но к нему много вопросов у очень многих людей в ДНР, они при малейших колебаниях ситуации резко активизируются» – таким было мнение Чеснакова. Действительно, всё так и вышло – «опоре» предъявлены серьёзнейшие обвинения, заставившие Тимофеева бежать из ДНР, дабы не оказаться в местной тюрьме.
Экстренное заседание Народного совета устранило правовую коллизию. Назначение выборов через два месяца говорит о том, что власть в республике не может долго оставаться в «подвешенном» статусе и желает скорейшего обретения легитимности. Также на ту же дату – 11 ноября – назначены всеобщие выборы и в ЛНР.
Фактически Донецк и Луганск поставили Киев в сложные условия: назначение выборов, с одной стороны, свидетельствует о готовности республик на деле приблизиться к воплощению в жизнь «формулы Штайнмайера», с другой – ставит крест на планах реинтеграции Донбасса, которые вопреки Минским соглашениям киевский режим обозначил специальным законом.
Кроме того, у украинской стороны есть ещё один вызов – продление особого статуса районов Донбасса, являющихся территориями ДНР и ЛНР (так называемые отдельные районы Донецкой и Луганской областей, или ОРДЛО). В прошлый раз на Порошенко надавили партнёры по «нормандской четвёрке», и украинский президент подписал-таки указ. В 2017 году парламент принимал решение о продлении особого статуса ОРДЛО с большим трудом, оговорками и всего 229 голосами при необходимых 226. В этом году Порошенко рискует нарваться на острую критику политических оппонентов, если накануне выборов в непризнанных республиках их особый статус будет продлён. А поскольку с рейтингом у него и так дела обстоят неважно, принятие этого решения для президента Украины – вопрос болезненный. Если же Киев отважится не продлевать особый статус ОРДЛО, фактически это будет означать демонстративный срыв Минских соглашений.
Убийство Александра Захарченко, каким бы целям оно ни служило, повлекло за собой целую цепочку событий, которые в предвыборный период способны полностью дестабилизировать политическую обстановку на Украине. Поскольку главные участники выборной гонки топчутся на одном поле, силясь вырвать друг у друга симпатии националистически настроенного электората, любые шаги, направленные на выполнение Минских соглашений оппонентами Порошенко будут рассматриваться как слабость и предательство. К сожалению, за голоса той части избирателей, которые хотят мирного урегулирования конфликта с Донбассом и отказа от эскалации насилия сражений пока не предвидится. В этой ситуации совершенно понятно желание непризнанных республик провести выборы на своей территории и получить власть, пусть и условно легитимную в глазах участников «минского» и «нормандского» форматов, но избранную в соответствии с демократическими процедурами, полномочную представлять республики и договороспособную. В условиях скатывания Украины к состоянию предвыборного политического хаоса это представляется особенно важным.
Соб. корр. ФСК