На прошедшем в австрийском Зальцбурге 19-20 сентября неофициальном саммите Евросоюза снова обсуждали проблемы, преследующие европейцев уже не первый год, – миграционную политику и Брекзит.
Перед встречей в Зальцбурге глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предварил обсуждение острой темы беженцев обещанием «более гибкого» курса в миграционной политике. Квотный принцип равномерного распределения беженцев по странам-членам ЕС (идеологом введения квот была Ангела Меркель) себя не оправдал, Вышеградская четвёрка и Австрия его отвергли. «Гибкость», по мысли Юнкера, должна состоять в том, чтобы страны, которые не хотят или не могут принимать беженцев, возмещали это каким-то другим вкладом в общую полиику Евросоюза. Например, деньга-ми.
Предложение Юнкера поддержал было глава МИД Германии Хайко Маас, одобривший компромисс, который давно уже предлагали Венгрия и Польша (мол, финансовые вливания «воздержавшихся» от приёма беженцев стран позволят, например, укрепить береговую охрану), но Ангела Меркель, некоторое врямя выжидавшая, как повернётся дискуссия в Зальцбурге, ближе к окончанию саммита отвергла предложение Юнкера. Именно отвергла, сказав, что нельзя позволить каждому выбирать, что он хочет.
Президент Европейского совета Дональд Туск платонически призвал участников саммита в Зальцбурге не пользоваться миграционной темой для политичеких интриг, но впечатления, что его услышали, не было.
На саммите объявили, что Египет готов провести консультации по сотрудничеству с Евросоюзом в плане решения миграционной проблемы. Предполагается вроде бы привлечь к сотрудничесвту и другие страны Северной Африки. Встреча представителей ЕС с представителями Лиги арабских государств предположительно должна состояться в феврале 2019 года, но ничего конкретного по поводу этой встречи неизвестно. Споры о том, как быть с мигрантами, в Европе разгораются, тогда как планы создания в Северной Африке (например, в Ливии) центров для размещения выловленных в море беженцев остаются мечтаниями: ни одна страна не выразила готовность создавать такие центры на своей территории. Предложение Ангелы Меркель заключить с арабскими странами сделку, подобную той, которая была заключена с Турцией, пока ничего не дало.
Канцлер Австрии Себастьян Курц считает, что спасённых беженцев нужно разворачивать и отправлять обратно домой, но это идёт вразрез с планами Меркель. Кроме того, Курц ратует за укрепление внешних границ Евросоюза, чем тоже противопоставляет себя канцлеру Германии, которая фактически ликвидировала границы. Отношения между Курцем и Меркель обострились, и некоторые наблюдатели видят в этом борьбу за лидерство в Европе между уходящей 64-летней Меркель и восходящим 32-летним Курцем.
Предложение Еврокомиссии укрепить деятельность европейского Агенства по охране границ Frontex, увеличив число его сотрудников к 2020 году с 1500 до 10000 человек и расширив мандат агентства для действий в других странах, натолкнулось на сопротивление Венгрии, которая отклонила это предложение как покушение на государственные границы. На этой почве углубились и разногласия Венгрии с Италией.
Что касается обсуждения в Зальцбурге условий Брекзита, то оно обернулось для Терезы Мэй откровенной неудачей. Попытки британского премьера склонить участников встречи к плану «мягкого Брекзита» натолкнулись на ледяное неприятие коллег. Британии отказано в сохранении зоны свободной торговли с ЕС, а упрёки Терезы Мэй в отсутствии у Евросоюза готовности к компромиссу премьер-министр Люксембурга Ксавьер Беттель переадресовал ей самой.
Единственная просьба британского премьера, которая в Зальцбурге была удовлетворена, – это перенесение процедуры заключения соглашения о выходе Британии из ЕС с октября (когда должна состояться очередная встреча в верхах глав государств и правительств стран-членов ЕС) на ноябрь 2018 года, когда состоится специальный саммит Евросоюза, посвящённый данному вопросу. Дональд Туск, однако, поставил условие для созыва ноябрьского саммита по Брекзиту: до этого должен получить ясное и однозначное решение вопрос о статусе границ между Северной Ирландией как регионом Великобритании и Республикой Ирландия, входящей в состав ЕС. Иначе созыв ноябрьского саммита не имеет смысла. Это один из самых трудных вопросов в переговорах по Брекзиту. Датой официального выхода Великобритании из Европейского союза определено 29 марта 2019 года; до этого договор о выходе Британии из ЕС должен быть ещё утверждён.
Резюмируя, можно сказать, что чудес в Зальцбурге не произошло. Разногласий по вопросу о миграции в Европу прибавилось, а обсуждение условий Брекзита показало, что континентальная Европа намерена максимально осложнить Великобритании выход из Евросоюза.