Молдавия, как и её соседка Украина, планирует узаконить курс на евроинтеграцию. Идея эта возникла не сегодня – ещё год назад Демократическая партия Молдовы (ДПМ), контролирующая большинство в парламенте, предложила добавить в Конституцию пункт о том, что «стратегическая ориентация Молдовы – это европейская интеграция».
Мотивировала своё предложение ДПМ ссылкой на постановление Конституционного суда от 2014 года, которым определил: «Ориентация на европейские демократические ценности — это определяющий элемент конституционной идентичности Республики Молдовы».
Глава ДПМ – молдавский олигарх Влад Плахотнюк – сообщил прессе во вторник, что вопрос об изменении Конституции будет рассмотрен на текущей неделе, хотя до сих пор существуют разногласия в парламенте. А президент Молдавии Игорь Додон заявил, что «не подпишет закон о внесении в Конституцию пункта о евроинтеграции страны».
«Считаю неправильным включение идеологических взглядов политической партии в Конституцию. Полагаю, что изменение Конституции в части введения положения о европейской интеграции нарушит равновесие в обществе. Молдова уже и так разделена между различными геополитическими векторами и концепциями развития страны, но эти споры должны быть урегулированы путём выборов или референдума, где народ определит вектор интеграции и развития», – написал Додон на своей странице в социальной сети Facebook.
Президент Молдавии подчеркнул, что он выступает «за социальное равновесие и во внешних связях, в отношениях с Востоком и Западом, во избежание каких-либо опасных прецедентов применительно к Основному закону страны».
«Ни фракция социалистов, ни я, как президент, не поддержим и не подпишем инициативу демократов о внесении изменений в Конституцию страны. Парламентские выборы как нельзя лучше продемонстрируют, кого и чего хотят видеть граждане; и не нужно менять Конституцию сейчас, в спешке, без согласия в обществе и по истечении политического мандата», – озвучил своё мнение глава молдавского государства.
Зато парламентская фракция Либеральной партии Молдавии уже дала своё согласие проголосовать за изменения в Конституции, однако выдвинула встречное условие – румынский язык должен стать государственным языком Молдовы, что также должно быть отражено в Конституции.
Чем меньше времени остаётся до выборов, тем больше накаляется обстановка в стране.
Игорь Додон даже выступил с призывом к своим сторонникам выйти на уличные протесты, если Демократическая партия попытается ещё больше ограничить полномочия президента или же вообще снять Социалистическую партию с предстоящих выборов. «Думаю, нас ждут очень непростые времена. Хочу призвать наших сторонников быть максимально бдительными и готовыми к полной мобилизации. Против лома нет приёма, если нет другого лома. Будьте готовы по моему призыву быть на улицах», – заявил Додон.
Молдавский политолог Виктор Чобану считает, что всё, что сейчас происходит в стране, политикой назвать нельзя.
«Я думаю, что уже невозможно оперировать понятиями политического анализа или даже политического комментария. Потому что всё, что происходит сейчас у нас, политикой не является. Парламент больше не является высшим законодательным органом государства, правительство не является органом исполнительной власти, депутаты не являются представителями народа, учреждения не являются учреждениями и так далее. Всё это инструменты для решения интересов клана. Мы – мафиозное государство, где нет политики. Точнее – мы территория с лицензией на эксплуатацию. Есть только дела шустрых бизнесменов, которые мы можем обсуждать серьёзно – как воровать миллиарды из банковской системы, а потом заставить население их возвращать, как быть освобождённым от ответственности по амнистии, как объявлять государственные предприятия банкротами, а потом приватизировать их за гроши под видом иностранных инвестиций и др. До выборов этот большой список ещё пополнится», – заявил Чобану в интервью интернет-порталу Трибуна.
Что же касается устремлений ряда молдавских политиков в Европу и фиксации этого желания в Конституции перед выборами, то лучше обратиться к цифрам, которые вне политики. Цифры же говорят о том, что за первые восемь месяцев этого года товарооборот между Молдавией и Россией вырос на 36% (по данным Федеральной таможенной службы РФ). Сегодня Россия является ключевым торговым партнёром для Кишинёва. Оживление в торговле наметилось не только с Россией, но и со странами ЕАЭС – товарооборот вырос на 22% за прошлый год. Экспорт молдавских овощей и фруктов в Россию в прошлом году вырос по некоторым позициям в 20 раз по сравнению с 2015 годом.
В Европе же не ждут молдавские овощи и фрукты, а кроме сельскохозяйственной продукции Молдове сегодня нечего предложить – практически вся промышленность осталась на территории Приднестровья. Но у клана Плахотнюка другие расклады: с помощью закрепления в законодательстве Молдовы курса на евроинтеграцию он планирует сохранить за собой власть. Конституционные правки позволят «чистить» политическое поле от тех оппонентов ДПМ, которые выступают за упрочение отношений с Россией. В первую очередь под запретом могут оказаться социалисты, сегодня имеющие наивысшие рейтинги. Влад Плахотнюк не сомневается в том, что ему удастся изменить Конституцию Молдовы без референдума, только силами депутатов парламента, ведь большинство из них – послушные куклы в его руках.
Соб. корр. ФСК