19 декабря Газета «The New York Times» опубликовала статью China’s ‘Belt and Road’ Plan in Pakistan Takes a Military Turn, в которой утверждается со ссылкой на источники в Пентагоне, что строительство Китайско-Пакистанского экономического коридора в рамках проекта «Один пояс, Один путь», в который предполагалось вложить $62 млрд., носит явно выраженный военный характер.
Месяцем ранее крупнейший некоммерческий новостной ресурс США с аудиторией около 32 миллионов человек National Public Radio (NPR) опубликовал статью, дающую представление о том, как американская разведка получает информацию о распространении китайских инвестиций. Публикация на сайте NPR посвящена анализу инвестиций Китая в разных странах мира, проделанному лабораторией финансовой разведки AidData's China Research со штаб-квартирой в Вашингтоне. Эта лаборатория проанализировала ночные спутниковые снимки оперативной системы Linescan группировки метеорологических спутников США.
Американские аналитики установили наличие связи между интенсивностью ночного освещения на территории ряда стран и распространением китайских инвестиций. Отслеживали ночные огни в населённых пунктах в районах китайских инвестиций с 2000 года до 2013 года и установили, что на более поздних картах образовались сплошные цепочки ночных огней, обозначавшие строительство Китаем транспортной инфраструктуры в интересующих их районах мира. По пути строительства и в близлежащих районах начинался рост доходов домохозяйств, а «ночной свет является хорошим показателем дохода домохозяйства: чем больше свет, тем больше денег у семей в этом районе», – отметил директор AidData Брэдли Паркс, эксперт Института Брукингса, много лет занимавшийся такого рода исследованиями в интересах Госдепа США.
Команда Паркса выявила более 4400 китайских проектов развития, реализованных в 138 странах в период с 2000 по 2014 год. На опубликованной сайтом NPR карте бросаются в глаза цепочки огней, которые тянутся из Китая, одна – через Пакистан к Аравийскому морю, другая – через страны Центральной Азии в Иран до каспийского побережья.
Выход к морским терминалам на побережье Аравийского моря нужен Китаю как удобный доступ к углеводородным ресурсам арабских монархий Персидского залива и для приёма сухогрузов с природными ископаемыми Африки.
Что касается пути через Центральную Азию и Иран к каспийской нефти и далее на Ближний Восток с выходом в Средиземноморье, то этот транспортный коридор находится в зоне перманентных конфликтов, и инвестиции в него надолго останутся рискованными. Между тем, в Европу можно попасть и через территорию России. Сейчас с этой целью Китай использует Транссиб, а также стремится выйти на европейские и северо-американские рынки обходным путём по так называемому Полярному шёлковому пути. Недавно Китайская национальная ядерная корпорация объявила открытый конкурс на проект строительства атомного ледокола.
В мае 2017 года министры иностранных дел Китая и России обсуждали проект Полярного шёлкового пути, который включал бы развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП), в частности модернизацию морских портов в Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уэлене. Реализация этого проекта принесёт выгоду России как стране-транзитёру, но освоение Китаем арктических морских перевозок может быть осложнено торговой войны с Соединёнными Штатами, а на тихоокеанских морских маршрутах господствует американский 7-й флот.
Между тем, не только Китай, но и другие страны Евразии могут проложить дорогу на европейские рынки и наладить евроазиатские коммуникации через совершенно безопасные маршруты по территории России. И чем больше военно-политический прессинг США, тем привлекательнее эти маршруты.
Так, страны Центральной Азии могут подключиться к использованию арктических торговых маршрутах, разработав совместно с российскими экспертами проекты круглогодичной навигации по крупным сибирским рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан. Тем более что у России есть ледоколы класса «река-море». Самый очевидный маршрут – по Иртышу, который берёт начало в Монголии, идёт через Китай и Казахстан в Россию, впадая в Обь, которая в свою очередь впадает в Карское море. Сегодня открытие водного грузового потока по Иртышу из Китая через Казахстан и Россию в ареал Полярного шёлкового пути сдерживается только необходимостью проведения работ по очистке речного русла, для чего требуются соответствующие межгосударственные соглашения.
Выгоды такого проекта очевидны. Речной путь по Иртышу и Оби в Арктику для Китая намного короче, чем плавание в Европу в обход Чукотки. Это на 100 процентов безопасная альтернатива любым морским коммуникациям.
Для России создание Сибирского речного «шёлкового пути» из Китая в Европу будет означать ускорение развитие сибирских регионов. Страны Центральной Азии, прежде всего Казахстан, такой маршрут подключит к участию в перспективном Полярном шёлковом пути. Свои соображения в пользу реализации проектов меридиональных транспортных магистралей по территории Сибири неоднократно высказывали российские учёные, профессор Московской государственной академии водного транспорта Алексей Беляков и председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
15 августа 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве железнодорожного Северного широтного хода (СШХ), способного обеспечить связь с Международным транспортным коридором «Север – Юг», речными транспортными артериями Сибири и Северным морским путём. Проект предполагает создание в Ямало-Ненецком автономном округе железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево для вывоза грузов с месторождений северных районов Западной Сибири и сокращения маршрутов к портам Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. В перспективе планируется строительство железной дороги Игарка – Дудинка.
Северный широтный ход разгрузит Транссиб и увеличит грузопоток по Северному морскому пути (СМП), соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы, обеспечивающей освоение российской арктической зоны. Реализация проекта будет означать создание крупнейшего в мире нефтегазового и горнорудного кластера. В районе Салехарда СШХ пересечёт Обь и сделает возможным речной транзит по Иртышу и Оби из Китая и Центральной Азии к Северному морскому пути.
По мере того, как США разворачивают торговую войну с Китаем, Ираном и странами Евросоюза, проекты безопасных сухопутных и речных транспортных магистралей через территорию России будут приобретать всё большее значение, становясь в перспективе приоритетными для трансконтинентальных перевозок в Евразии.