В Тирасполе – столице Приднестровской Молдавской Республики – состоялось заседание дискуссионного клуба по теме «Итоги парламентских выборов в Молдове и их влияние на региональные процессы» при участии института социально-политических исследований и регионального развития (ИСПИРР) и тираспольского филиала Института стран СНГ. В режиме скайп-конференции в заседании клуба принял участие и заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов.
Вопрос о том, победили социалисты Молдовы или проиграли на парламентских выборах, был главным в обсуждении. По мнению депутата Верховного Совета ПМР, политолога Андрея Сафонова, результат, который получила Партия социалистов на выборах 24 февраля, «однозначно проигрыш для ПСРМ», особенно на фоне предвыборных заявлений социалистов. «Если бы социалисты не говорили о том, что после выборов возьмут власть, если бы не заявляли, что будет кардинальный разворот политики, то нынешние 35 мандатов — это было бы не так плохо», — считает Сафонов.
«Проигравшими победителями» назвал молдавских социалистов Александр Кориненко, президент общественной организации «Ассоциация молодых экспертов Молдовы», раскритиковав работу ПСРМ с электоратом, из-за чего, по его мнению, «социалисты не добрали 10-11 мандатов».
«Игорь Додон для меня – это закрытое акционерное общество, где примерно 30 процентов принадлежит Плахотнюку, 40 процентов – Москве, 30 процентов – Партии социалистов. И вот он, будучи таким закрытым акционерным обществом, должен маневрировать», – отметил Кориненко.
Говоря о работе нового парламента, эксперт отметил, что для Додона «главное место – не премьер-министра, а спикера, потому что пять раз его подвергали публичному унижению, когда он закрывался в своём кабинете после временного отстранения от должности Конституционным судом, а законы подписывал Андриан Канду».
Что касается возможности технической коалиции между ПСРМ и блоком ACUM, то это утопия, уверен Кориненко. «Это такая фантазия, что они приходят в парламент и сразу снимают абсолютно всех ставленников Влада Плахотнюка. Для того чтобы парламент заработал, нужно выбрать спикера, сформировать комиссии. ACUM и ПСРМ не смогут договориться об этом», — считает Александр Кориненко.
«Блок ACUM («Сейчас») постепенно превращается в A FOST («Был»). Если досрочных выборов не будет, то Майя Санду и Андрей Нэстасе уйдут с политической арены, и будет образовываться новая партия, новая политическая сила для правого электората, потому что разочарование активистов блока ACUM очень сильно. Не будут они терпеть ещё четыре года. До президентских выборов 2020 года этот блок точно не доживёт», – прогнозирует эксперт.
В дискуссии принял участие первый министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, раскритиковавший прошедшие в Молдове парламентские выборы. «На самом деле и не было никаких выборов, был абсолютно шулерский розыгрыш. Игорь Додон притормозил свою активность на последней неделе, из-за чего ПСРМ недобрала 5-10 мандатов. Все договорились», – считает Лицкай. При этом он уверен, что досрочных парламентских выборов в Молдове не будет, сформируется «правительство технократов», ПСРМ может получить пост спикера и должности в исполнительных органах власти.
«Особенность молдавской политики – это абсолютный туман над болотом. Никто не должен понимать, что произошло и что делать. Разбираются в этом только пять-семь человек, сидящих, образно говоря, у бочки в Кишинёве», – дал жёсткую оценку молдавским политикам экс-министр.
Заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов согласился с возможностью создания «технократического правительства», но считает, что у лидера Демократической партии Влада Плахотнюка может получиться сформировать правящее большинство, «перетащить» недостающих депутатов из других фракций. «Любой прогноз сейчас будет страдать достаточной условностью, так как всё происходит за кулисами», — констатировал Лавренов.
Другой обсуждаемой темой стали перспективы Приднестровья. По мнению Валерия Лицкая, избрание в парламент двух депутатов-одномандатников от Приднестровья – это начало создания «правовой основы для реинтеграции». «Я думаю, в парламенте Молдовы будет создана комиссия по делам Приднестровья, которую эти депутаты и возглавят. Найдётся ещё определённое число людей, которые, например, родились в Приднестровье. И подтянут их в эту комиссию, которая будет заседать, а через некоторое время её члены появятся в Госдуме РФ и скажут: «Ребята, так мы и есть приднестровцы!» Появятся они и в Верховной раде Украины, где их встретят «на ура», приедут и в Европарламент. Кроме того, эти два депутата станут приезжать и в Приднестровье к своим избирателям. И попробуй их не впусти».
С ним согласна и бывший заместитель министра информации и телекоммуникаций республики Светлана Антонова: «По сравнению с 2006 годом, когда проводился референдум, когда и власть, и элиты, и народ были убеждены в нашей независимости, суверенитете, в том, что мы не участвуем ни в каких молдавских выборах, сегодня наша информационная и внешняя политика размывается. При этом Молдова становится более привлекательной для Приднестровья и с социальной точки зрения. У них тарифы на тепло высокие, но там есть и компенсации, и они не платят за тепло круглый год, как мы. Раньше люди с правого берега приезжали к нам зимовать, хотели наши пенсии, потому что они были выше, теперь же всё с точностью до наоборот. Мы теряем и социально-экономические аргументы, и политические. Сейчас же мы серьёзно потеряли в глазах России, и я согласна, что с нами разговор будет другой».
Впрочем, в социальных сетях раскритиковали пораженческие настроения экспертов в отношении будущего Приднестровья. Приднестровцы признают, что ситуация в республике иная, чем в 1992 году, однако, по их мнению, не всё так плохо, и шанс на самостоятельное будущее у республики ещё есть.
По материалам СМИ