«Анджей Дуда пригласил в Варшаву на празднование 80-летия начала Второй мировой войны президента Беларуси Александра Лукашенко. Однако вряд ли он приедет, поскольку Владимир Путин не был приглашён», – пишет польская газета Polityka.
Издание отмечает, что Александр Лукашенко понимает историческую политику так же, как и президент России Владимир Путин. Для Минска Вторая мировая война началась с нападения фашистской Германии на Советский Союз. И хотя в каждом из городов западной Беларуси есть улица 17 сентября, это просто знак исторической справедливости, символический день падения Польши и получения независимости западной части Беларуси. Точно так же есть улицы, названные в честь бывших узников Березы-Картузской, польского лагеря политических узников, о них говорится и в учебниках истории.
«Белорусы критически относятся к действиям польского национального меньшинства и польских дипломатических миссий, которые культивируют память не только защитников приграничных территорий Второй Польской Республики, но и Армии Крайовой. А попытки Польши восстановить героическую память о «проклятых солдатах», тех, кто воевал против коммунистов, вызывают противодействие», – пишет автор статьи, польский журналист Веслав Романовский.
Также следует учитывать, предупреждает Polityka, что белорусы гордятся Феликсом Дзержинским и прославляют Иосифа Сталина, победителя фашизма. А власти Беларуси смотрят сквозь пальцы на вандализм мест захоронения жертв сталинских репрессий, как это недавно произошло в Куропатах.
«Александр Лукашенко, принимая во внимание исторический критерий, которым, несомненно, руководствовался Анджей Дуда, ничем не отличается от Путина. Они оба – приверженцы советского исторического нарратива. Следовательно, не это было решающим, когда польский президент направил приглашение. Анджей Дуда выступает за ужесточение санкций по отношению к России, которая нарушает международное право и не считается с интересами соседей. Сложно принимать в Варшаве «завоевателя» Крыма и противника независимой Украины – с политической и моральной точки зрения это невозможно», – считает Романовский.
Исходя из этого контекста, позиция Минска несколько отличается, считает Polityka. Беларусь старается сохранить независимость, однако страна не может жить без денег, нефти и газа. В то же время Минск не хочет принимать сторону Европы, а пытается встать между Россией и Украиной, причём делает он это исключительно из экономических соображений, подчёркивает издание. И если можно будет и дальше не признавать Крым российской территорией, Лукашенко не признает. Кроме того, Белоруссия зарабатывает на контрабанде из Донбасса и Крыма на Украину.
Но для Польши Беларусь очень важна, поскольку Варшава должна заботиться о польском национальном меньшинстве, поддерживать его социально-экономическое положение. И делать это очень не просто.
«Сложно заранее сказать, приедет ли Лукашенко в Варшаву, особенно учитывая, что он отклонял даже более интересные приглашения. Он не поехал в Париж, где его ждал Эммануэль Макрон, организатор торжеств по случаю 100-й годовщины окончания Первой мировой войны. Он не появился в Брюсселе на саммите «Восточного партнёрства». Его отсутствие на конференции по безопасности в Мюнхене было символичным – Лукашенко не приехал, потому что затянулась его встреча с Путиным в Сочи. Тогда решался вопрос очередного кредита и для Лукашенко этот вопрос был важнее, чем конференция в Мюнхене», – констатирует Polityka.
Соб. корр. ФСК