Британский старейший журнал Economist (издаётся с 1843 года) опубликовал статью, посвящённую второму туру президентских выборов на Украине, под рубрикой «Запускайте клоуна!» (Send in the clown), чем оскорбил всех почитателей Владимира Зеленского.
Всё дело в том, что в англоязычных странах выражение «Запускайте клоуна!» традиционно используется в цирках, когда что-то пошло не так, произошла какая-то непредвиденная неприятность или сбой в программе, чтобы клоун отвлёк внимание зрителей.
Кстати, Econоmist уже публиковал статью с таким же названием шесть лет назад, когда на парламентских выборах в Италии партия комедийного актёра Беппе Грилло заняла третье место, набрав 25% голосов.
«Далеко не все страны так же склонны к зрелищу и фантасмагории, как Украина, ведь это место рождения Михаила Булгакова и Николая Гоголя. Их тени, несомненно, посетили весенний Киев 31 марта, когда комик из телесериала решил стать следующим президентом Украины», – пишет Economist.
При этом издание признаёт, что украинская политика в последнее время слишком часто напоминала настоящее реалити-шоу. Теперь же шоу превращается в реальность.
«В первом туре президентских выборов Владимир Зеленский, актёр, играющий учителя истории, случайно выдвинутого на пост президента, набрал 30% голосов, столько же, сколько действующий президент Пётр Порошенко и бывший премьер-министр Юлия Тимошенко получили вместе. Это был не только приговор пятилетнему президентству г-на Порошенко, во многом осквернённый постоянными коррупционными скандалами, но и громкая пощёчина всему украинскому классу политиков, которые в большинстве своём занимались исключительно тем, что превращали свою страну в руину на протяжении большей части её постсоветской истории», – британский журнал не стесняется называть вещи своими именами.
Издание отмечает, что Зеленский почти ничего не говорит о политике, вероятно из-за боязни потерять голоса своих избирателей. Не проводит он и политических митингов.
«Вместо митингов и дебатов Зеленский ездит по стране, давая два концерта в день – один бесплатный и один – платный. Этим он и отличается от своих соперников – тем приходится много работать, вкладывать большие деньги, чтобы люди посетили их политические митинги. Актёр же встречается со своими избирателями, причём они же и платят за эти встречи, а он при этом неплохо зарабатывает», – пишет Economist.
К тому же Зеленский как русскоязычный вызывает доверие у населения русскоязычных регионов Украины, так что можно говорить о том, что он даже объединил страну. Ну, или, по крайней мере, окончательно её не разделил, – издание считает, что это уже хорошо.
О действующем же президенте Порошенко журнал пишет на удивление мало и скупо, называя его «олигархом и покровителем коррупции».
«Действующий президент завернул себя в национальный флаг и агитировал под лозунгом «Армия. Язык. Вера», при этом он апеллировал к националистически настроенному населению Западной Украины, оставив русскоязычный восток и юг страны пророссийскому Юрию Бойко», – объясняет своим читателям Economist.
В целом же симпатии издания явно на стороне комика.
«Он и его команда очень отличаются от политического класса, который последние десятилетия доедал ресурсы советской эпохи. Теперь у них есть второй раунд, в котором надо победить, и много ожиданий, которые надо воплотить в жизнь», – констатирует британское издание.
Соб. корр. ФСК