«20 мая Владимир Зеленский стал шестым президентом Украины. В своей инаугурационной речи перед Радой Зеленский заявил, что его главная задача – положить конец конфликту в Донбассе. Для начала он пообещал добиться прекращения огня и обменяться военнопленными. Затем президент заявил, что собирается распустить Раду и провести новые выборы», –рассказывает норвежское интернет-издание Resett о первых шагах украинского президента. При этом издание отмечает, что депутаты вполне могут заблокировать роспуск Рады и внеочередные парламентские выборы. Партии же Зеленского, которая называется «Слуга народа», необходимо набрать как можно больше голосов на выборах, чтобы у нового президента была поддержка парламента.
Только тогда «Зеленский будет иметь чёткий мандат на осуществление обещанной политики: сплотить украинский народ, остановить раскол и добиться мира».
Но и проблем перед новоизбранным президентом стоит немало, признаёт автор статьи доктор исторических наук Бьёрн Нистад (Bjørn Nistad).
«Перемирия и обмена военнопленных он, по всей вероятности, добьётся. Куда сложнее будет положить конец разногласиям в украинском обществе и создать Украину, в которой все граждане, независимо от их языка и культуры, равны, а без этого «сепаратисты» Донбасса и говорить с Киевом не станут», – уверен Нистад.
Издание напоминает, что «25 апреля, всего через четыре дня после того, как Зеленский с его обещаниями мира и национального примирения выиграл президентские выборы, Рада приняла закон о запрете русского языка и повсеместной принудительной украинизации. Этот закон превратил русскоязычных украинцев, которые, вероятно, составляют большинство населения, в граждан второго сорта. Чтобы Украина снова стала нормальной страной, с которой смогут соотнести себя все граждане без исключения, этот закон Зеленский должен отменить».
Следующая задача, по мнению Resett, – положить конец незаконному отъёму церквей на Украине, который начался после того, как Украинская православная церковь (УПЦ) осенью 2018 года порвала с Московским патриархатом. Церкви должны вернуться законным хозяевам.
Однако, предупреждает норвежский историк, выполнение этих двух задач – отмена закона о языке и возвращение захваченных церквей – вызовут возмущение среди националистов, которых хотя и мало в обществе, но они «весьма агрессивны и с 2014 года действуют практически безнаказанно».
«Как показала захлестнувшая Украину серия политических убийств последних лет, бросать вызов галичанским националистам опасно для жизни», – отмечает издание.
Единственное, что может объединить расколовшуюся Украину, это федерализация, передача полномочий регионам и языковое равенство, причём всё это Киев уже давно должен был сделать, выполняя Минские соглашения.
«В довершение всех бед украинская экономика развалена. Помощи извне ждать неоткуда. У Европы полон рот своих хлопот. А администрации Трампа на Украину плевать, ведь Киев – банкрот. Единственная страна, которая может помочь – Россия, однако силы, обосновавшиеся у власти после переворота 2014 года, сами оборвали связи с ней», – пишет Resett.
По мнению автора, существует опасность того, что нового президента могут лишить власти, устроив ещё один государственный переворот, поскольку «высшие посты в армии, службе безопасности и полиции занимают как раз сторонники галичанского национализма». К тому же он дал невыполнимые обещания: вернуть Крым и Донбасс, что нереально, считает историк и советует просто признать это. Так что во внешней политике Зеленскому ничего не «светит», кроме обмена пленными и прекращения огня. Значит, все свои силы он должен бросить на борьбу с коррупцией, что означает одно – разобраться с олигархами. А для этого, уверен Нистад, Зеленский «должен использовать народное доверие, чтобы взять власть над государственным аппаратом и поставить олигархов на место, отобрав подконтрольные им СМИ».
«Заполучить политическую власть, опираясь на поддержку населения вместо политических отношений, полезных контактов и контроля над деталями государственного механизма, явно сложнее. Поэтому шансы, что Зеленский потерпит неудачу, и вскоре его возненавидят даже сегодняшние обожатели, остаются крайне высокими», – делает неутешительный вывод Бьёрн Нистад.
Соб. корр. ФСК