Как водится, в начале года известные международные издания и экспертные центры публикуют свои прогнозы на него. Для наступившего 2025 г. они довольно тревожные. Совет по международным отношениям (СМО) США, объединяющий наиболее видных представителей ведущих «фабрик мысли» страны, предвидит в нём своего рода рекорд по вооружённым конфликтам. «Мыслители» из СМО пометили по всей планете около 30 таких очагов, где война уже идет, а также насильственные действия высоко или умеренно вероятны. Рекордно нагреваются не только атмосфера Земли, но и мозги многих ее обитателей. Из тридцати рассмотренных непредвиденных обстоятельств двадцать восемь оцениваются как события с высокой или средней вероятностью возникновения в ближайшие двенадцать месяцев. «Более того, восемнадцать из них окажут сильное или умеренное воздействие на интересы США». При этом перечень СМО даже не полный, к нему, например, в свете последних заявлений Трампа смело можно было бы добавить Гренландию, Канаду и Панаму. Но и без этого аналитики Совета констатируют, что предстоящий год будет «самым опасным» за почти 20-летнюю историю подготовки им подобных прогнозов.
Новые очаги кризисов
С точки зрения статистики указанный доклад, в котором, как утверждается, учтено мнение «сотен экспертов», действительно близок к реальности, но вот по поводу причинно-следственных связей, лежащих за теми или иными конфликтами, он вызывает серьезные сомнения в отношении своей «объективности» и «научности», на которые претендует.
Карта СМО потенциальных конфликтов 2025 г. по степени остроты
Составляя рейтинг вероятных конфликтов, американские эксперты ставят на ведущее место ухудшение ситуации с безопасностью на Ближнем Востоке, затем войну на Украине и положение вокруг Тайваня. При этом в первом случае они не возлагают ответственность ни на кого, дескать, само так происходит. Здесь им просто трудно хоть каким-то боком обвинить своих соперников в Москве и Пекине, зато в раздувании украинского и тайваньского кризиса они уверенно обвиняют Россию и Китай. И так приблизительно по всему глобусу. Сама Америка везде лишь «за мир и прогресс».
Однако даже иллюстрирующая представленный доклад карта показывает, что наиболее напряженная ситуация, сулящая невзгоды всему человечеству, складывается в самих Соединенных Штатах, что признает и такое авторитетное издание, как Foreign Affairs.
Куда идет Америка?
Политическая поляризация в обществе, колоссальный финансовый долг, нарастающее отставание в экономической гонке с Китаем, неспособность властей справляться со стихийными бедствиями, добавленный к ним фактор в виде откровенных империалистических амбиций нового президента Д. Трампа, делают США, как следует из представленной СМО карты, главным источником дестабилизации всей международной обстановки. Отсюда напрашивается вывод о том, что раздувание конфликтов в мире закономерно вытекает главным образом из стремления Америки перенести внутренние проблемы за свои пределы и решить их за счет остального человечества. Поддержание угасающего могущества путем испытанного в веках приема «разделяй и властвуй» также является важным источником деструктивного поведения Вашингтона на мировой арене. Не следует забывать, что «раненый американский лев» еще очень силен, а его конвульсии могут затянуться достаточно надолго и принести неугодным ему странам немало бед. Древний Рим «увядал», по крайней мере, 200 лет, прежде чем окончательно разрушилась его империя и хотя история с тех пор значительно ускорилась, но определенный запас «выносливости» у США, несомненно, имеется.
Пожары в Калифорнии
Если все же более непредвзято, чем это делают американские эксперты, пройтись по регионам, то общая картина рисуется несколько иным образом.
Для России, безусловно, самым важным будет развитие ситуации в зоне СВО. Запад в целом, да и США в частности, вряд ли полностью откажутся от поддержки Зеленского и антироссийского курса Украины в целом, что продолжает лежать в основе переживаемых ею несчастий. Однако усталость от временщика на Банковой улице, безусловно, присутствует не только в окружении нового президента США, но и в Европе. Именно разочарованность в киевском режиме во многом является причиной беспрецедентного возрастания здесь популярности правых сил, критически относящихся к его дальнейшей поддержке. Уже очевидно, что к моменту инаугурации Трампа 20 января никакого решения украинского кризиса достигнуто не будет. Его недавнее замечание о том, что на поиски такого решения, возможно, потребуется до 6 месяцев, коррелируется с объявленными намерениями Зеленского пойти на второй президентский срок и провести выборы 25 мая. После этой даты, скорее всего, и будет достигнуто какое-то соглашение. Однако многое зависит и от хода весенней военной кампании, к которой, судя по всему, обе стороны усиленно готовятся.
Воин ВСУ – деды уже заканчиваются
На Ближнем Востоке ситуация по большей части упирается не в происки неведомых сил, а в амбиции Израиля. Окрыленный военными победами в Ливане и Газе, а также сменой режима в Сирии, он может пойти на дальнейшую эскалацию боевых действий против соседей. Ведь сущностно Израиль не решил ни одной проблемы – ХАМАС и Хизбалла остаются там же, где они и были, новый сирийский лидер Ахмед аль-Шараа заигрывает с Западом, но принципиальных позиций по поводу палестинского вопроса и статуса Голанских высот не меняет.
ЦАХАЛ в Газе – а дальше-то что?
Крайне правые министры в израильской правительственной коалиции И. Бен-Гвир и Б. Смотрич продолжают давить на Нетаньяху, требуя полного изгнания палестинцев Газы со своей территории зарубеж и аннексии Западного берега реки Иордан по образцу Голан. Сам он, так и не снявший с себя угрозы тюрьмы за коррупцию, теперь грезит большой войной с Ираном, надеясь вовлечь в нее Д. Трампа. Теперь израильский премьер надеется, что, может, победа над Тегераном или, по крайней мере, переворот там по образцу сирийского «все спишет»? В то же время он словно не замечает, что в регионе вызревает новое противостояние, возможно, еще более опасное, чем те, что были до сих пор. Трудно не заметить, как во все больший конфликт заходят интересы Израиля и Турции в Сирии. Свергнутый Асад был своего рода прокладкой между ними, теперь же им предстоит сойтись лицом к лицу. С учетом мощи турецкой армии, ЦАХАЛу еще не приходилось противостоять такому противнику. Удастся ли им избежать прямого конфликта, будет зависеть от многих факторов. И кому из двоих отдаст предпочтение Трамп – Нетаньяху или Эрдогану, тоже предсказать невозможно. Обе фигуры для него одинаково важны, в то время как израильский премьер все же «хромая утка».
Трамп и Ближний Восток в тени иных геополитических интересов нового президента
Серьёзные потрясения могут произойти в зоне Индийского океана. Так, в Мьянме Запад всячески поощряет оппозиционное Правительство национального единства (ПНЕ) нанести в 2025 году решающий удар по военным правителям страны. По словам лидера ПНЕ Дува Лаши Ла, «мы стремимся достичь переломного момента в 2025 году, аналогичного ситуации в Сирии, когда Асад бежал из страны». Ожидаемая смена власти в этом достаточно крупном государстве затронет интересы сразу многих игроков. Безусловно, будет серьезно ущемлен Китай, осуществляющий в указанном государстве крупные инфраструктурные проекты – от прокладки связывающих его с ним стратегических дорог до строительства портов, а в перспективе и баз китайского ВМФ. Соседние с Мьянмой страны на Индокитайском полуострове также обеспокоены, так как ПНЕ во многом опирается на национальные меньшинства, значительные общины которых проживают и у них. Настороженно относится к ПНЕ и Индия. Пекин наверняка не останется безучастным к возможному перевороту в Мьянме и предпримет встречные шаги, которые еще более накалят обстановку в регионе.
Исполняющий обязанности президента Мьянмы в ПНЕ Дува Лаши Ла
В Южной Америке наибольшую тревогу вызывает положение в Венесуэле. Каракас после полугодовой затяжки провел, наконец, инаугурацию президента Мадуро, однако было бы преждевременным полагать, что тем самым положение в стране стабилизировалось. Очевидно, что в ходе активизации политики США в обеих Америках Трамп не ограничится в их латинской части одной лишь Панамой, но предпримет дополнительные шаги по установлению дружественного США режима и в богатой нефтью Венесуэле. В этом ради благосклонности Вашингтона готов поучаствовать и вездесущий Киев. Правоохранительные органы Венесуэлы уже задержали семь иностранных наемников, среди которых были граждане США и Украины, «планировавших террористические действия против законно избранного президента страны Николаса Мадуро». Выдержит ли Мадуро новый прессинг, сказать трудно, остается только рассчитывать на то, что он извлек уроки из хода событий в других горячих точках.
Панамский канал
В Восточной Азии главным нервным узлом останется Тайвань в первую очередь из-за его накачки американским оружием и продолжающегося пренебрежения Вашингтоном собственными заверениями о приверженности политике «одного Китая». Декларированное Трампом стремление «обуздать» КНР способно лишь добавить остроты данному конфликту. Но прямое вторжение Пекина на этот остров в 2025 году, которое не исключают американские эксперты, едва ли состоится. Судя по срокам осуществления программы развития национального ВПК, Китай будет готов к военному решению этой проблемы не ранее 2027 – 2028 годов.
Ситуация вокруг Тайваня
Трудно также согласиться и с главным выводом прогнозного доклада СМО о том, что вероятность втягивания в наступившем году Соединённых Штатов в войну «не с одной, а с двумя крупными ядерными державами одновременно, вполне реальна». Делающие такой вывод американские аналитики, по-видимому, руководствуются определенными маркетинговыми интересами повышения себе цены. На деле легко заметить, что крайне амбициозные цели в обеих Америках, заявленные новым президентом США, напрямую пока не затрагивают такие жизненно важные интересы России или Китая, которые побудили бы их к острой реакции. Столкнуться Трампу здесь в большей степени придётся с собственными союзниками, нежели с «ядерными противниками».