Сумбурные заявления кандидата в президенты, затем президента Украины Владимира Зеленского начинают обретать очертания, из которых проясняется, какой будет его политика.
Показателен пост Зеленского в Facebook 25 мая, где он призвал Россию исполнить решение Международного трибунала ООН по морскому праву об освобождении украинских моряков и кораблей, задержанных в ноябре прошлого года в Керченском проливе. Логика судей элементарна: раз международное сообщество не признаёт присоединение Крыма к России, значит, прибрежные воды Крыма не являются российскими и Россия не имеет права ограничивать свободу судоходства, в том числе для военных кораблей.
На самом деле Керченский пролив, разделяющий два российских берега, полуострова Крым и Тамань, стал территориальными водами Российской Федерации, и для прохождения пролива требуется согласование с пограничными властями РФ. Такие согласования ранее проводились, после чего украинские суда без проблем миновали пролив. Сложности начались с того момента, когда Порошенко решил использовать навигацию в Керченском проливе для нагнетания напряжённости. Зеленский подхватил замысел Порошенко.
Проблемы не возникло бы, если бы новый президент Украины обратился к прежней практике судоходства через пролив «до политического решения проблемы Крыма» (формула, которую он уже использовал). Теперь же его позицию можно понять как стремление поддерживать очаг напряжённости. Однако попытка давления на Москву перспектив не имеет. Керченский конфликт не подпадает под юрисдикцию Международного трибунала ООН по морскому праву. В уложении трибунала существует статья, исключающая обращение к подобным прецедентам. Ранее российской стороной неоднократно отмечалось, что заявления, сделанные как Россией, так и Украиной при подписании и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, исключают возможность задействования предусмотренных Конвенцией процедур разрешения споров в отношении инцидента 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива, говорится в сообщении МИД РФ для СМИ.
Схожим образом складываются позиции Зеленского по отношению к новому закону о русском языке, принятому Радой накануне инаугурации. Закон, который предусматривает исключительное употребление украинской мовы во всех сферах жизни за исключением частной, станет ещё одним клином, раскалывающим украинское общество. Однако Зеленский до своего вступления в должность одобрил этот закон, хотя и сказал, что вернётся к его рассмотрению позже.
Характер отношения Зеленского к России наметился в риторическом оформлении его комментария по поводу решения Москвы облегчить порядок выдачи российских паспортов жителям Донбасса: «Эти документы дают право быть арестованными за мирные протесты и право не иметь свободных и прозрачных выборов. Украинцы – это свободные люди в свободной стране. Мы предложим гражданство всем, кто страдает от коррумпированного и авторитарного режима, в первую очередь русским, которые страдают больше всего». На Западе с энтузиазмом воспроизвели это заявление.
Би-би-си обращает внимание на обещание Зеленского, данное во время избирательной кампании, начать «мощную информационную войну» для завершения конфликта в Донбассе. Значение информационных мероприятий новый президент Украины понимает, но в случае с обработкой сознания жителей ЛДНР, которые сейчас стоят в очередях за российскими паспортами, ему придётся развернуть антироссийскую пропаганду. Если о «мощной информационной войне» он говорит серьёзно, то в отношениях между Киевом и Москвой грядут новые испытания. Между тем в Москве ожидают снижения накала антироссийской риторики, свирепствовавшей при Порошенко, и перехода на общепринятый дипломатический язык. Без этого обещание Зеленского урегулировать вооружённый конфликт в Донбассе окажется пустым звуком.
Команда нового президента Украины разворачивается медленно. Посты Зеленского, размещаемые в Facebook, – это пока основное, что мы имеем в смысле выражения официальной позиции Киева. Ясных указаний на то, что с приходом нового президента политические установки киевской власти изменятся, нет. Как нет сомнений в том, что эта власть будет подстраиваться под интересы Запада, в первую очередь США, независимо от того, что несёт такая политика народу Украины.