«Россия была отстранена от работы в Совете Европы в 2014 году после захвата ею Крыма. Сегодня нет никаких признаков того, что Россия когда-нибудь вернёт этот полуостров под контроль Украины, и тем не менее её право голоса было восстановлено по прошествии чуть более пяти лет. Из всего этого можно сделать лишь два вывода: либо российский контроль над территорией, которую остальная часть Европы по-прежнему считает украинской, не является нарушением европейских стандартов, либо ключевые европейские игроки решили, что этот вопрос больше не является центральным организующим принципом в их отношениях с Россией», – сообщает американский журнал, пишущий на военно-политические темы.
Издание особо подчёркивает, что это решение было принято сразу после встречи нового президента Украины Владимира Зеленского с немецким федеральным канцлером Ангелой Меркель и президентом Франции Эмманюэлем Макроном. И принято это решение, несмотря на то что в ходе этих встреч украинский президент просил их помешать восстановлению прав России в Совете Европы.
Однако Германия и Франция объясняют этот шаг тем, что им необходимо восстанавливать диалог с Россией, нравится это Киеву или нет. Автор статьи, американский политолог Николас Гвоздев (Nikolas K. Gvosdev) подозревает, что не последнюю роль сыграли и российские взносы в Совет Европы – примерно 7% его бюджета.
И хотя Совет Европы, как организация, не представляет большого значения (по мнению американского журналиста. – Ред.), однако Зеленский обеспокоен – принятое решение означает отход от принципа, согласно которому Россия не может восстановить нормальные отношения с Европой, пока Крым остаётся под её контролем, отмечает журнал. Ведь если так пойдёт и дальше, то вскоре восстановятся и другие российско-европейские отношения, пугает Николас Гвоздев.
«Возможно, Крым в конечном итоге присоединится к Абхазии, Южной Осетии и Северному Кипру как непризнанная в Европе территория, вопрос о которой будет отложен в сторону при рассмотрении более крупных проблем», – прогнозирует The National Interest.
Но самое главное для США – это тот факт, что, скорее всего, попытки Америки ввести санкции против российских трубопроводов, идущих в обход Украины, теперь мало кто поддержит. «Вероятность того, что Европа присоединится к Соединённым Штатам и поддержит новые санкции, представляется маловероятной. Вместо этого Рим, Берлин и Париж, судя по всему, намерены открыть новые линии для контактов с Москвой, которые не будут проходить через Украину», – отмечает издание. Кроме того, Зеленский не доволен решением администрации президента Трампа провести встречу с Владимиром Путиным на саммите группы G-20. Но интересует ли Трампа и Путина мнение Зеленского?
«Пока не ясно, что представляет собой решение о восстановлении прав России в Совете Европы – исключение или первый клин, вносящий раздор между европейцами», – констатирует в замешательстве The National Interest. Ведь, по мнению автора, для сохранения рычагов воздействия на Москву Украине нужно, чтобы её озабоченности по поводу Крыма и Донбасса были непосредственно связаны с отношениями Европы (и Америки) с Россией. А если не будет «коллективной» озабоченности, что же останется делать Украине?
Соб. корр. ФСК