Новый президент Литвы Гитанас Науседа пока ещё окончательно для себя не решил, до какой степени он собирается улучшать отношения с соседней Белоруссией, а также возможен ли будет диалог между Вильнюсом и Минском на самом высоком уровне. Поэтому на сегодняшний день остаётся открытым вопрос по поводу того, кто из белорусской власти сможет приехать по приглашению Литвы на перезахоронение останков участников восстания 1863 – 1864 годов, среди которых обнаружены останки Кастуся Калиновского, запланированное на осень этого года в столице Литвы.
«Должен ли это быть визит руководителя самого высокого уровня, позвольте нам об этом ещё подумать, и я считаю, что вскоре мы сможем ответить вам на этот вопрос», – сказал Г. Науседа, отвечая на вопрос журналистов во время визита в Варшаву.
Новый президент не против того, чтобы отношения с соседней страной улучшились, однако при этом он обещает ни на минуту не забывать о той жёсткой позиции, которой придерживается Литва относительно строительства атомной электростанции в белорусском Островце. Ну а поскольку АЭС практически готова к пуску, то теперь «жёсткая позиция» касается блокирования импорта электроэнергии с БелАЭС, несмотря на дефицит электроэнергии во всех прибалтийских республиках.
Науседа рассказал в Варшаве, что «Беларусь строит станцию вблизи литовской границы без соблюдения требований безопасности, поэтому она представляет угрозу для жителей Литвы», забыв упомянуть, что МАГАТЭ признал, что строительство велось с соблюдением всех норм безопасности. Вероятно, для Вильнюса МАГАТЭ – не тот авторитет, которому следует верить.
«Я убеждён, что нам не следует покупать электроэнергию с электростанции, построенной без соблюдения требований безопасности, так как это угроза для наших жителей, это угроза для нашей безопасности», – объяснял Г. Науседа польским журналистам.
И добавил, что во всём остальном он готов к улучшению отношений: «Но если возможно улучшать отношения с учётом вот этой составляющей, этого фактора, то я готов это делать».
Также президент Литвы отметил, что непростые отношения с Белоруссией «были одной из важных тем при разговоре с президентом Польши Анджеем Дудой, премьером Матеушем Моравецким и лидером правящей партии Ярославом Качиньским».
Вот только не понятно, зачем блокировать поставку электроэнергии дальше – в Латвию и Эстонию, если АЭС всё равно будет работать.
Может быть, Польша будет покупать электроэнергию с БелАЭС, очищать её от «российской угрозы», «насыщать демократией» и уже идеологически правильную продавать Вильнюсу? Конечно, подороже – демократия нынче стоит дорого. Точно так же поступили в Европе с российским газом, продавая его Украине как «европейский», разумеется, дороже.
Соб. корр. ФСК