«Протесты в Грузии начались в середине июня, однако 20 июня ситуация резко ухудшилась после того, как депутат Госдумы Сергей Гаврилов занял кресло спикера грузинского парламента во время заседания Межпарламентской ассамблеи православия. Этот инцидент спровоцировал массовые волнения, поскольку в настоящее время отношения Грузии и России остаются довольно напряжёнными. Та акция протеста оказалась весьма бурной: полиция применила резиновые пули, слезоточивый газ и водяные пушки, чтобы разогнать людей, а протестующие в ответ на это швыряли бутылки и вырывали у полицейских щиты. В результате столкновений с полицией пострадали около 240 человек», – американский аналитический журнал рассказывает своим читателям, с чего начались не прекращающиеся митинги протестов в Грузии. Правда, при этом упускает важные подробности: кресла Гаврилов не «занимал», его туда усадили, да и парламент Грузии давно находится в другом городе.
Издание отмечает, что теперь вот уже на протяжении месяца участники митингов требуют отставки министра внутренних дел Георгия Гахария, считая, что именно он несёт ответственность за такое большое количество пострадавших при разгоне протестующих. К протестам за отставку Гахария и против России добавились и демонстрации против марша ЛГБТ-сообщества, хотя сами представители этого самого сообщества выступали вместе с другими грузинами за отставку Гахария.
Такое количество протестов, по мнению автора статьи Алексис Мрачек, эксперта Центра исследований внешней политики при институте Heritage Foundation, не должно пугать. Наоборот, это свидетельствует о развитии демократии в Грузии.
«За последние три десятилетия грузинская демократия прошла длинный путь. В первые несколько лет после распада Советского Союза процесс зарождения демократии в Грузии проходил очень тяжело. Однако после «революции роз» в 2004 году и избрания президентом страны Михаила Саакашвили удалось укрепить зарождающуюся грузинскую демократию, а Грузия даже завоевала статус «самой прогрессирующей страны» согласно Индексу экономической свободы», – пишет Мрачек, подчёркивая, что «с 1996-го по 2019 год по показателю экономической свободы Грузия поднялась с 124-го места до 16-го».
Впрочем, через время партия Саакашвили уступила место партии «Грузинская мечта», которая до сих пор находится у власти, но работа по укреплению демократии продолжается, а в будущем, по мнению эксперта, страну ждут новые достижения в этой сфере.
The National Interest напоминает, что процесс демократизации – длительный, при этом народные протесты всегда являются неотъемлемой частью этого процесса. Поэтому ежедневные митинги и всевозможные акции в Грузии не должны пугать западных наблюдателей.
«Грузинский народ трепетно относится к будущему своей страны и хочет, чтобы Грузия двигалась в правильном направлении», – констатирует издание, ни на минуту не сомневаясь в том, что направление действительно правильное.
Интересное мнение. Да вот только очередное «укрепление демократии» в Грузии обернулось весьма негативным экономическими последствиями для страны, и на фоне этого странно выглядят призывы к западным наблюдателям «не пугаться всевозможных акций». Как правило, испуг этих наблюдателей связан вовсе не заботой о грузинском народе, а тем, что народ этот рано или поздно предпочтёт «укреплению демократии» мир, спокойствие и восстановление добрых отношений с Россией. Про митинг в Батуми по этому поводу The National Interest испуганным западным экспертам не рассказывает – вдруг ещё больше испугаются?
Соб. корр ФСК