Обмен пленными между Россией и Украиной

Обмен – победы и фобии Зеленского

Шаг к прекращению войны в Донбассе или укрепление личной власти?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Состоявшийся 7 сентября между Украиной и Россией обмен по формуле «35 на 35» позволяет сделать несколько выводов как относительно мотивов, действий и фобий новой украинской власти, так и в отношении дальнейшего развития ситуации по урегулированию конфликта в Донбассе.

Что касается мотивов президента Украины Владимира Зеленского, ему остро требовались реальные достижения в вопросе обмена пленными. Вернуть моряков, участвовавших в военной провокации в Керченском проливе, президент обещал и до выборов, и после них. Отсутствие сдвигов в этом деле сулило Зеленскому ряд неприятностей как от бывшего главы государства Порошенко и его «порохоботов», так и от многочисленных группировок нациков. Через 100 дней президентства это может вызывать лишь презрительное сочувствие у зарубежных лидеров (как сказал президент Турции Эрдоган, «рук не хватит») и возмущение беспомощностью внутри страны.

С каждым днём многим и на Украине, и за её пределами становилось всё сложнее понять, что не так с «командой Зе», если вся власть у неё в руках? Вот и метался Зеленский, тем более что встречу в «нормандском формате» нахрапом продавить не получилось, «старшие товарищи» из Германии, Франции и России и прямо, и намёками пояснили юному украинскому другу (не в плане возраста, а в плане политического багажа), что нужны реальные шаги Киева в направлении Минска. Однако здесь у «команды Зе» достижения только на словах, поскольку нынешнее перемирие, объявленное уже при новой власти, не стало исключением из ряда предыдущих: участники так называемой операции объединённых сил (ООС) огня не прекратили и даже его усилили; в Трёхсторонней контактной группе хотя и зафиксирован некоторый оптимизм, ничего нового практически не произошло, в том числе в вопросе обмена пленными.

Единственным светлым пятном на тёмном военном фоне с большой натяжкой можно считать разведение сил в Станице Луганской и работы по разминированию, предваряющие восстановление моста на КПП. Правда, всё это сопровождается обвинениями в адрес ЛНР и дикими истериками «патриотов», например, по поводу того, что в самой Станице Луганской сняли украинские флаги (их «сняли» электрики вместе со старыми столбами для того, чтобы провести 400 м кабеля до разрушенного моста).

Однако Зеленскому, которого ныне западная пресса (особенно американская, канадская и польская) частенько обвиняет во внешнеполитических провалах и советует шагать след в след по пути, проторенному предшественником, требовалось событие совершенно иного масштаба, нежели злосчастный мост в Донбассе и обмен пленными с ДНР и ЛНР. То ли дело вернуть в страну моряков, которых Порошенко отправил в прошлом году на верную гибель, а также деятелей вроде «голодающего» в якутских застенках Кремля режиссёра Сенцова, приговорённого к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима за подготовку терактов на территории Крыма.

К слову, вернувшийся из России Сенцов выглядел весьма упитанным мужчиной, никаких признаков 145-дневного голодания, о чём трубила украинская (и мировая) пресса, его внешний вид не выдавал. Однако Сенцов – не первый украинец, длительности голодания которого могли бы позавидовать и йоги, и маги; до него с тем же эффектом упитанности месяцами «голодала» Савченко. Ещё два помилованных Россией персонажа – Карпюк и Клых – обвинялись в участии в чеченской войне на стороне «Республики Ичкерия» и в покушении на убийство российских военнослужащих. Суд их приговорил к 22,5 и 20 годам тюрьмы соответственно. Оба – члены УНА-УНСО, Карпюк был замом сына Романа Шухевича, возглавлявшего организацию, и входил в руководство «Правого сектора» [названные организации в России запрещены].

Возвращение на Украину моряков и фигур типа Сенцова и Карпюка – мощнейший удар по Порошенко и одновременно попытка Зеленского «пацифицировать» национал-радикалов, устраивающих свои парады в украинской столице и обещающих при случае повесить президента.

Агрессивные украинские националисты – фобия «команды Зе», оттого так важно было президенту, во-первых, предъявить им освобождённых «узников Кремля» и, во-вторых, не раздражать их помилованием россиянина Руслана Гаджиева, который воевал на стороне «сепаратистов», в том числе в болезненно потерянном для Украины Дебальцево. Говорят, одно имя Гаджиева сеяло страх и ужас в рядах украинских «извечных рыцарей», о его бесстрашии ходили легенды. В 2017 году Гаджиев был осуждён на 15 лет. А в 2019-м снят с обмена. Это, надо понимать, «кость», брошенная националистам, чтобы не лаяли. Помогут ли Зеленскому эти меры угомонить их орду? Очень сомнительно, разве что на очень короткое время.

Возможно, однако, президент Украины, подобно героине известного романа Маргарет Митчелл, «подумает об этом завтра». Сегодня он осыпан похвалами западных лидеров и получил полную руку козырей в противостоянии с Порошенко, проигравшим с треском выборы, но не оставляющем в покое Украину. В адрес бывшего «гаранта» уже зазвучали обвинения в том, что ему не нужен был никакой обмен. «С учетом того, что власть в РФ не менялась, имеем вполне логичный вывод, что Порошенко все эти годы блокировал процесс обмена и тупо пиарился на нем. С пафосом рассказывая за Сенцова и прочих заключенных, которых, как оказалось, по факту сам держал в тюрьмах. Истинный циничный Бандера», – написал украинский журналист Дмитрий Василец, который сам при бывшем президенте Украины провёл в СИЗО более двух лет.

«Думаю, хуже всех себя сейчас чувствует Порошенко. Всё произошло без него и вопреки ему. И это он передал наших граждан в плен, чтобы ввести военное положение и сорвать выборы. Нужно разбираться с этим. Должен отвечать», – считает юрист Андрей Портнов, по инициативе которого бывший президент ходит на допросы в украинское Госбюро расследований как на работу. Он прогнозирует, что уже в сентябре можно будет начинать снимать с Порошенко депутатскую неприкосновенность. Одно из дел, по которому ГБР начало досудебное расследование, – вероятная государственная измена главнокомандующего, пославшего военные корабли на «керченский прорыв» ради введения военного положения на Украине. План провалился, моряки остались живы, но им пришлось нарушить российские законы для того, чтобы Порошенко остался президентом. А должны были они по его задумке героически погибнуть. Потому-то их освобождение Россией под поручительство украинского омбудсмена не сулит бывшему главе государства и его генералам ничего хорошего: для ГБР все они – свидетели в деле о государственной измене Порошенко. Сам он скоренько приписал все заслуги в деле возвращения и моряков, и ещё каких-то никому не ведомых «тысяч наших соотечественников» себе, что вызвало бурю смеха и колких комментариев в социальных сетях.

Ещё одна «перемога» Зеленского – вытеснение в украинском информационном пространстве Виктора Медведчука из процесса договорённостей по обмену с российской стороной, а именно с президентом РФ. «Команде Зе» важно показать, что именно президент Украины договаривается с президентом России, а не третья сторона. Хотя в РФ так не считают. 

«Большую роль во всем этом сложном процессе сыграл лично Виктор Медведчук. Как известно, он находится под сильным прессингом властей Украины. Причины этого давления понятны – команда Зеленского остается под исключительным влиянием Игоря Коломойского, а тот, в свою очередь, очень хочет поставить под свой личный контроль все экономические отношения с Россией и поэтому хотел бы выдавить Медведчука с площадки переговоров между двумя странами. Последние события показывают, что у него это не получится.

Взаимное освобождение задержанных во многом произошло благодаря Медведчуку. Российское руководство продолжает доверять Медведчуку и никогда не будет доверять Коломойскому, создавшему карательные батальоны «Азов» и «Днепр» и стоявшему у истоков антироссийской политики Киева последние пять лет», 

– пишет Алексей Чеснаков, директор российского Центра политической конъюнктуры.

Владимир Зеленский отдельно подчеркнул, что далее будут договорённости по Донбассу –  разведение сил в Петровском и Золотом, а далее по всей линии разграничения. Трудно не замечать заинтересованности украинского президента в том, чтобы его переговоры с Владимиром Путиным продолжились. Он звонил в Москву и вечером 7 сентября, после обмена. Услышал то, что должен был услышать: по мнению российского президента, к саммиту в «нормандском формате» необходимо всесторонне готовиться, чтобы «очередная встреча в этом формате была результативной и реально способствовала выполнению имеющихся договорённостей на высшем уровне, прежде всего минского «комплекса мер». А для этого в первую очередь требуется выполнить как раз то, о чём во время процедуры обмена заявил Зеленский: разведение сил и прекращение огня. Как и что будет сделано, время покажет. Сумеет ли президент Украины быстро воспользоваться пространством для манёвра, которое появилось у него после успеха с обменом? Или же задача завершить войну в Донбассе в ближайшее время вообще не стоит?

У обмена обнаружилась и другая сторона, которая не осталась не замеченной. По формуле «35 на 35» на самом деле Украина отправила в Россию всего 12 россиян, причём некоторые из них – это крымские военнослужащие, осуждённые на 11 лет киевским режимом за то, что «незаконно приняли гражданство РФ» и «перешли на сторону врага». Большинство же, две трети отправленных самолётом в Москву, – граждане Украины. То есть воюет Украина «с Россией» только в головах тех, кто это утверждает, иначе в РФ из Киева улетели бы кадровые российские военные. Однако этого нет. Украинским властям приходится менять одних своих граждан на других своих граждан. Призрак «войны с Россией» растворился, как дым.

Сейчас сложно сказать, насколько состоявшийся 8 сентября 2019 года обмен будет способствовать установлению мира на Украине. Запад поставил перед «командой Зе» масштабные цели по распродаже страны – как государственных предприятий, так и земли. Прекращение войны в Донбассе будет означать для Украины появление массы социальных проблем при полном отсутствии у этого государства созидательного проекта. Нынешнему правительству грантоедов с такими проблемами не справиться.

Однако хорошо уже то, что данный обмен открывает путь для следующего по формуле «всех на всех». Насколько быстрым будет продвижение в этом направлении, покажет ближайшая сентябрьская минская встреча Трёхсторонней контактной группы. Тогда и увидим, насколько искренним был Владимир Зеленский, говоря 7 сентября о шагах к прекращению войны в Донбассе. 

Другие материалы