Хезболла и Израиль готовятся к войне

«Хезболлах» и Израиль готовятся к войне?

В Ираке израильтяне открыли второй фронт против Ирана

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В долгой теневой войне Израиля против Ирана снова появились признаки полномасштабного конфликта. На этот раз израильтяне нагнетают напряжённость с ливанским союзником Тегерана – «Хезболлах», формирования которой считаются в Тель-Авиве самой мощной военной угрозой на границах еврейского государства.

Незначительные стычки между противниками стали привычными, но столкновения на прошлой неделе оказались самыми серьёзными за последние годы. Израиль нанёс авиаудар, в результате которого в Сирии погибли два бойца «Хезболлах». Израильские военные заявили, что погибшие были гражданами Ливана, подготовленными иранцами для управления атакующими беспилотниками. За этим последовала операция израильтян в Бейруте, где один израильский беспилотник врезался в крышу медиаофиса «Хезболлах», а другой взорвался неподалёку. Оба были начинены взрывчаткой. «Хезболлах» ответила, выпустив противотанковые ракеты в израильский военный патруль на ливано-израильской границе. Убитых не было, но израильские военные нанесли ответный артиллерийский удар по ливанской территории.

Лидер «Хезболлах» Хасан Насралла заявил, что эти израильские обстрелы территории Ливана положили начало «новой фазе» конфликта и больше нет таких «красных линий», которые «Хезболлах» не пересекла бы. Если до сих пор обе стороны действовали в рамках определённых (негласных) правил и не допускали действия, которые могут спровоцировать широкий конфликт, то теперь это равновесие рушится.

Новый инцидент произошёл рано утром 9 сентября, когда поддерживаемая иранцами группировка сбила израильский беспилотник в окрестностях города Рамья на юге Ливана. В тот же день израильские военные начали в районе ливанской границы учения Генерального штаба «Кистоун», репетируя многопрофильную войну с «Хезболлах». Учения продолжаются до 11 сентября. Есть предположения, что стороны близки к переходу от взаимного сдерживания к вооружённому столкновению.

Foreign Policy допускает, что Нетаньяху готов к интервенции в Ливан, и не сомневается, что «Хезболлах» тоже готовится к войне. Между тем Вашингтону, и в первую очередь президенту Трампу, следовало бы опасаться открытого конфликта между Израилем и близким союзником Тегерана. Такой конфликт может перерасти в региональную войну, захватив территории Сирии и Ирака, по военным объектам которого Израиль с июля наносит регулярные авиаудары.

Фактически Израиль открыл в Ираке новый фронт против Ирана. Израильская разведка, отмечается в статье Foreign Policy, знает, что иранцы начали развёртывание баллистических ракет на иракской территории. Высказываются предположения, что Иран восстанавливает ракетные заводы эпохи Саддама. Решение о расширении инфраструктуры производства ракет за пределы Ливана и Сирии – в Ирак – вписывается в иранскую стратегию военной консолидации трёх союзных государств. Пока в Белом доме рассуждают о создании ближневосточного НАТО из монархий Персидского залива, Тегеран работает над закреплением своего военного присутствия в государствах-союзниках.

Помешать Тегерану Вашингтон не в состоянии. Американская политика «максимального давления» на Иран вызвала к жизни иранскую политику «максимального сопротивления». По мере усиления давления США на Иран Тегеран увеличивает стратегическую глубину своих операций. В этой ситуации США всё больше начинают полагаться на еврейское государство.

Госсекретарь Майк Помпео в разговоре с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху поддержал право Израиля защищать себя от угроз со стороны Ирана и дал добро на то, чтобы «принимать меры для предотвращения неминуемых нападений», в том числе нанесением ударов по целям, угрожающим Израилю, где бы они ни находились. В последние годы Израиль нанёс более 200 авиаударов по иранским или связанным с Ираном целям в Сирии; в большинстве случаев иранцы не отвечали.

Всё это может нарушить хрупкое равновесие в тлеющем локальном конфликте. В течение трёх лет Нетаньяху пользовался большим влиянием на президента Трампа и его помощников, но сейчас ситуация несколько меняется. Иерусалим не скрывает огорчения готовностью Вашингтона вести прямые переговоры с Ираном. В Израиле это расценивают как решение избрать новую линию в отношениях с Тегераном. Едва израильская Haaretz успела предположить, что «непримиримый» Джон Болтон лишился расположения президента, как информационные агентства принесли 10 сентября новость: Дональд Трамп уволил своего секретаря по национальной безопасности, ещё несколько дней назад «пробовавшего на зуб» Украину, Молдавию и Белоруссию.

То, что Болтон отправлен в отставку, означает, в частности, что план Нетаньяху, подтолкнувший Трампа к нарушению ядерного соглашения 2015 года с Ираном, не сработал. Президент США согласился с введением против Тегерана самых строгих экономических санкций, когда-либо применявшихся против другой страны в отсутствие войны, но поставить Иран на колени и вытеснить его из Ирака, Сирии, Ливана не удалось. Вместо этого иранское влияние на границах с Израилем возросло.

Нетаньяху, возможно, надеялся, что Америка сделает работу за Израиль и нанесёт удар по Ирану, но теперь этого, кажется, не произойдёт. Перед президентскими выборами в США в ноябре 2020 года война на Ближнем Востоке и неизбежные потери среди американских солдат Трампу совершенно не нужны. Между тем правительство Израиля всё чаще заявляет о необходимости новых ударов по объектам «Хезболлах» там, где оно сочтёт это целесообразным.

Фото: The National