«Внешнеполитическое ведомство Украины озаботилось вопросом «территориальной целостности» государств Южного Кавказа, посоветовав своим гражданам не посещать «оккупированную территорию Нагорного Карабаха», а также не менее «оккупированных» Абхазии и Цхинвальского региона, как предпочитают называть в Грузии Республику Южная Осетия. В Киеве предупреждают своих граждан об административной и уголовной ответственности при посещении указанных территорий и неизменно клянутся в поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и Грузии в рамках их ещё советских границ», – говорится в статье, опубликованной на сайте общественной организации «Общество Русско-Арцахской дружбы».
По мнению автора, Андрея Арешева, все ожидания изменений позиции официального Киева в отношении карабахского вопроса после прихода к власти Владимира Зеленского были наивными, так же, как и ожидания прекращения войны в Донбассе.
Зато есть перспективы у военно-технического сотрудничества Киева и Баку, которое начиналось ещё на заре независимости как Украины, так и Азербайджана.
«Киев связывают особые отношения с Баку, Украина остаётся одним из ключевых источников вооружений и технологий для Азербайджана, а украинские военные публицисты внимательно, заинтересованно и с нескрываемой симпатией к одной из сторон следят за развитием карабахского конфликта», – считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Азербайджан был первым среди постсоветских государств, который ещё в 1993 году стал закупать по низким ценам военную технику на Украине, на территории которой остались огромные военные арсеналы Советской армии.
«В сентябре 1993 – январе 1994 года Азербайджан получил от Украины 150 танков Т-55, восемь истребителей МиГ-21СМ, два истребителя-бомбардировщика СУ-17М3, два самолёта-разведчика МиГ-25РБ, значительное количество стрелкового и артиллерийского вооружения и боеприпасов. Киев поставлял запчасти для самолётов ВВС Азербайджана, взяв на себя также их техническое обслуживание», – говорится в статье.
В 1995 году в Азербайджан с Украины были доставлены управляемые авиационные бомбы с лазерной полуактивной системой наведения и управляемые ракеты класса «воздух-земля» Х-25МЛ и Х-29Л. А ещё через два года было заключено межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В результате которого с Украины в Баку ежегодно переправлялись десятки танков, миномётов, противотанковых пушек, гаубиц, истребителей, учебно-боевых самолётов, разведывательных вертолётов Ми-24, даже батареи реактивных систем залпового огня 9К58 «Смерч» и зенитно-ракетные комплексы «Стрела-3». А количество проданных автоматов Калашникова АКМ исчисляется десятками тысяч.
В статье отмечается, что после 2008 года на Украине был организован ремонт боевых вертолётов Ми-24 и истребителей МиГ-29168 для Азербайджана.
И даже начав гражданскую войну в Донбассе, Киев не отказался от поставок вооружения в Азербайджан, отправив в 2017 году очередную партию из 40 ракет РК-2С с осколочно-фугасными боевыми частями.
«Эксперты отмечают, что в 2000-х годах Баку стал фактором формирования ситуативного военно-промышленного альянса между Киевом и Минском, азербайджанский спрос генерировал ряд украинско-белорусских военно-промышленных проектов (например, в сегменте ракетной техники). В сентябре 2018 года в ходе бакинской выставки оборонной промышленности «ADEX-2018» глава «Укроборонпрома» Павел Букин встретился с Ильхамом Алиевым, заявив о готовности к трансферу технологий, совместному производству отдельных видов вооружений (включая высокоточное) и военной техники», – отмечает автор.
Прошедшим летом министр обороны Азербайджана Закир Гасанов встретился с новым украинским послом Владиславом Каневским.
«Министр отметил, что военное сотрудничество между Азербайджаном и Украиной проводится как в двустороннем формате, так и в рамках различных программ НАТО, и выразил надежду, что это сотрудничество будет продолжено. Со своей стороны, посол заверил, что приложит все усилия для развития двусторонних отношений, в том числе – в военной сфере», – говорится в официальном сообщении о прошедшей встрече.
Между тем двусторонние отношения в военной сфере развиваются успешно: в мае 2019 года пресс-служба украинского государственного военного концерна «Укроборонпром» сообщила, что его руководитель «обсудил с первым заместителем министра оборонной промышленности Азербайджана Яхья Мусаевым перспективы участия госпредприятий украинского ВПК в боеприпасной программе Азербайджана».
«Наполнением перспективного сотрудничества может стать организация двусторонней кооперации по производству отдельных комплектующих к боеприпасам для наземной артиллерии ВС Азербайджана с использованием украинских технологий и промышленных мощностей в этой сфере. В ходе переговоров украинская и азербайджанская стороны также обсудили перспективы двустороннего военно-технического сотрудничества в сфере трансфера оборонных технологий, а также возможность закупок Украиной у Азербайджана боеприпасов и средств ближнего боя», – говорится в сообщении.
Украинская сторона признаёт, что в 2014 году в связи с началом вооружённого конфликта в Донбассе Киев почти провалил программу сотрудничества с Баку, однако директор военных программ известного на Украине Центра Разумкова Николай Сунгуровский не сомневается, что в дальнейшем сотрудничество будет продолжаться и расширяться.
Впрочем, не всё так гладко и есть проблемы: в Баку сегодня заинтересованы в совместном производстве ряда видов вооружений, в частности противотанковых ракет. Однако, отмечает Андрей Арешев, технология их производства является одной из важных составляющих конкурентоспособности киевского КБ «Луч», что тормозит переговоры.
Но даже если не придут к компромиссу по совместному производству противотанковых ракет, Азербайджану интересно производство и другой военной техники. Например, лёгкой колёсной техники, модернизации старых советских зенитно-ракетных комплексов (С-125, С-300, «Оса-АКМ», «Куб-М1»), средств радиоэлектронной разведки и других более дешёвых, чем на Западе, типов вооружений, прошедших «обкатку» в боевых условиях. Проблема только в плачевном состоянии высокотехнологичных отраслей украинской промышленности (в частности авиастроения), что уже привело к срыву ряда перспективных контрактов.
Также в последнее время как Баку, так и Киев активно развивают военно-техническое сотрудничество с Турцией, как членом НАТО.
«После 2014 года Украина (вне зависимости от фамилии её формального лидера) стала полигоном для отработки форм и методов противодействия так называемой российской угрозе, и вовсе не исключено, что её деструктивный потенциал может быть использован в целях очередной дестабилизации в регионе нагорно-карабахского конфликта», – констатирует автор.
Соб. корр. ФСК