Важнейшую роль в «преобразованиях» Украины не первый год играет Международный валютный фонд (МВФ). Завести в зависимость от Фонда государство с вполне развитой экономикой было сложно, но с двух ударов это сделал – нокдауном при Ющенко / Тимошенко и нокаутом при Порошенко / Яценюке.
Теперь без дозы кредита от МВФ у Украины даже видимость стабильности под угрозой. И дело не в размерах транша, на который рассчитывают на Украине. 1,9 млрд. долл. (размер 5-го транша, о котором сейчас ведутся торги) не были бы спасением в случае получения и не вылились бы в катастрофу в случае отказа (это если бы Украина была суверенным государством…).
Система выстроена и действует по стандартному алгоритму. Если МВФ принимает решение не выделять очередной транш, запускается цепочка отработанных действий: работающие в связке с МВФ мировые рейтинговые агентства понижают рейтинг страны, это представляется как сигнал крупному капиталу и остальным кредиторам. Иностранные «инвесторы» демонстрируют выход из страны, далее следует падение индексов, паника на фондовом рынке, рост стоимости кредитов и доходности гособлигаций, инфляция. ... И дефолт – если в нём созрела потребность. Однако потребности объявить дефолт Украины ни у одной группы глобального капитала пока нет, так как по отношению к силам внешнего управления Киев ведёт себя послушно. И хотя Украина УЖЕ в состоянии дефолта (она отказалась выплачивать России суверенный долг в 3 млрд. долл.), на невыполнение её обязательств перед Россией Международный валютный фонд закрывает глаза.
Заняв положение хозяина судьбы Украины, МВФ выставил требования: 1) рыночная цена на газ; 2) выполнение бюджета 2019 года; 3) приватизация 3500 государственных предприятий; 4) выполнение Украиной обязательств по внешнему долгу; 5) запуск рынка земли.
К «рыночному» уровню цены на газ на Украине давно привыкли. На практике это означало почти 11-кратное (1090%!) её повышение за 5 лет правления Порошенко. МВФ считает рыночным такой уровень цены, при котором делаются рентабельными поставки СПГ из США на Украину через польские терминалы. И рост цен продолжается – многие жители Украины видят это по новым октябрьским платёжкам за коммунальные услуги.
На первом месте в процессе утилизации Украины стоит для МВФ приватизация земли. Не столько важны сами по себе чернозёмы, сколько географический простор и возможность выращивать то, что запрещено в развитых странах. Важна возможность производить продукцию ГМО.
Обсуждение распродажи Украины непросто расслышать сквозь новости о рекордном по времени 14-часовом выступлении мастера разговорного жанра Зеленского на телемарафоне с журналистами, но существует понимание того, что частную собственность, полученную на распродаже, просто так назад не отыграешь.
19 сентября премьер-министр Украины Гончарук объявил об открытии рынка земли с 1 октября 2020 года. 25 сентября в Верховную раду внесли законопроект о рынке земли, который 24 сентября утвердил Кабинет министров. Зарегистрировано уже 11 законопроектов о земельном рынке; один из них, от правящей партии, – основной.
Да, тема, обсуждается. Однако ни в «экспертном сообществе», ни в парламенте не было до сих пор обсуждения последствий такого шага. Речь идёт лишь о технических деталях процесса распродажи: кто, на каком этапе, на каких условиях сможет в нём участвовать, появятся иностранные «инвесторы» сразу или сначала им придётся маскироваться. Отчего так? Да оттого, что тема действительно болезненная, её могут поднять на щит оппоненты Зеленского, например Порошенко и Тимошенко, оттеснённые от активного участия в распродаже. А относительно оппозиционные политические силы лишаются возможности донести свою позицию из-за запрета деятельности их СМИ.
«Отменить запрет на продажу сельхозземель рекомендуют кредиторы и западные партнеры Украины», – комментируют ситуацию официозные СМИ. И в меморандуме о сотрудничестве между Украиной и МВФ в рамках новой кредитной программы stand-by говорится, что «украинское правительство вместе с экспертами Всемирного банка разработали законопроект, который предполагает введение рынка земель сельскохозяйственного назначения». К чему обсуждать тему глубоко, когда экспертами ВБ всё разработано?
У команды Зе нет понимания серьёзности проблемы из-за полного отсутствия компетентности. Откуда появится компетентность в деле управления у артистов и грантоедов? Премьер-министр Украины успел отличиться невразумительной пресс-коференцией, отчётом о катании на самокате по зданию Кабмина и присутствием на рок-концерте с участием нацистских рок-групп. Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства, не краснея, заявляет, что в приоритете у него «всегда были сальса и парусный спорт, а не страна».
Считать, что Зеленский может противиться требованиям МВФ нелепо: у него нет для этого ни необходимости, ни желания, ни возможностей. Все персонажи его правительства на переднем плане – лишь ширма для крупного капитала, пока ещё не только иностранного, но и украинского. Здесь интересы украинских олигархов и МВФ пересекаются. Правда, МВФ демонстрирует, кто в доме хозяин, отодвигая местных претендентов на долю земельного пирога и продвигаясь к «точке невозврата» – окончательной распродаже земель Украины.
Кстати, очередной пример деятельности МВФ на захваченных территориях – сегодняшний Эквадор, где ситуация в чём-то схожа с украинской. Там пришёл к власти персонаж по имени Ленин Морено. Оказавшись у власти, этот эквадорский Ленин сдал страну Международному валютному фонду в обмен на кредит в 10 млрд. долл. Далее последовали рост цен, безработицы, снижение уровня жизни – и массовые стихийные волнения.
Однако это в Эквадоре. Возможны ли массовые волнения на Украине? Вряд ли. Здесь привыкли ходить на майданы не бесплатно, других привычек не осталось. Скорее всего, народ продолжит покидать страну, освобождая территорию новым хозяевам.
…Была когда-то традиция – поверженные города вручали захватчикам символические ключи от города. Украина могла бы вручить Международному валютному фонду консервный нож, которым вскрыли её экономику и её самостийную государственность…