1 января 2020 года Минск прекратил экспорт нефтепродуктов.
«Экспорт временно приостановлен для обеспечения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах», – комментировали ситуацию в государственном концерне «Белнефтехим».
Остановка экспорта была связана с тем, что с 1 января были приостановлены поставки нефти из России. Нефтеперерабатывающие заводы Беларуси вынуждены были снизить загрузку мощностей и работать на запасах сырья, которых, как подсчитали, хватит минимум на первые десять дней нового года, а максимум – на три недели.
В «Белнефтехиме» успокаивали, что запасы топлива позволят полностью обеспечить потребности внутреннего рынка. По словам заместителя председателя концерна Андрея Бунакова, беспокоиться не о чем.
Тем не менее среди белорусских водителей началась паника, хотя Бунаков и заявил, что переговоры продолжаются.
Напомним, Российская Федерация осуществила налоговый манёвр, в результате которого стоимость нефти для Белоруссии выросла. В Минске хотели получить за это компенсацию и в Москве согласились, однако только после унификации налоговых систем двух стран, чего не спешат делать в Минске. Кроме того, камнем преткновения стали 10 долларов за каждую тонну нефти, которые добавляются к общей цене поставки. Эти деньги, так называемая премия, предназначаются для российских грузоотправителей. Минск предлагает отказаться от премии для грузоотправителей, в Москве с этим не спешили соглашаться. Переговоры продолжались первые три дня нового года и, наконец, к полудню 4 января стало известно – стороны пришли к согласию. Временному.
«Работа по заключению контрактов на поставку углеводородного сырья из Российской Федерации в Республику Беларусь по цене, исключающей премию поставщикам, продолжается. Сегодня оформляются документы с российской компанией на прокачку первой партии нефти, закупаемой по цене без премии. Объём сырья, ожидающегося к поставке в ближайшее время, а также накопленные ресурсы позволят обеспечить безостановочную работу отечественных нефтеперерабатывающих заводов в январе 2020 года»,
– говорится в сообщении пресс-службы концерна «Белнефтехим».
В концерне уверяют, что того объёма нефти, который поступит в первой партии, с учётом собственных запасов вполне хватит, чтобы белорусские нефтеперерабатывающие заводы работали весь январь.
«Не было такого, чтобы нам отказали в нефти, конфликт в том, что Беларусь не соглашается на новую цену. Контракт на 24 миллиона тонн нефти был уже согласован, берите, пожалуйста, но Россия не поставила сырьё только по той причине, что соглашение не было перезаключено. Представьте себе, если два предприятия ведут переговоры и спорят о цене, а контракт не подписывается, то как вам отправлять что-то? Если дружба не получается, то нужно жить по-деловому. Нужна нефть – подпиши контракт, плати»,
– считает экономист Леонид Злотников.
Он уверен, что ни одна страна не даст Белоруссии нефть по цене, ниже мировой. И приводит пример с Венесуэлой, с которой были прекрасные отношения, однако нефть там согласны были продавать по цене не ниже рыночной. По мнению эксперта, проблема в том, что экономическая система Белоруссии не может быть эффективной при мировой цене на нефть.
«Если нефть будет продаваться по мировым ценам, плюс ещё перевалка с моря на трубу, то она будет дороже мировой цены. Даже если Россия будет давать нефть по мировым ценам, то этот вариант лучше с экономической точки зрения, ведь не будет этой перевалки. Альтернативные поставки – полный нонсенс и политические бунты. Это в стиле "не надену шапку – назло бабушке отморожу уши"»,
– сделал вывод Злотников.
Белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский, которого украинские СМИ называют «независимым», также считает, что уменьшение российской помощи скажется на экономике страны.
«Сокращение российских субсидий приведёт к ухудшению экономической ситуации в республике. Реформ-то нет. Даже такое слово запретили чиновникам использовать. Можно говорить лишь о «модернизации». Я не исключаю скорые смены в правительстве. Хотя как показывает опыт, это ничего не решает»,
– рассказал Яковлевский в интервью украинскому изданию «Гордон».
В этой ситуации белорусская оппозиция чувствует себя прекрасно: с одной стороны, Лукашенко появился повод шельмовать за «отсутствие реформ», с другой – за «сдачу суверенитета».
«Как показывает история с 1999 года, не было ещё случая, когда Россия не дожала белорусские власти в своих интересах с помощью экономического шантажа. В результате Лукашенко окажется перед выбором – острый экономический кризис или сдача суверенитета до конца своей жизни или с определёнными гарантиями для своей семьи»,
– переживает Стас Ивашкевич, экономический обозреватель польского «Белсата».
А политолог Александр Класковский уверен – лучше покупать дорогую нефть в ущерб своей экономике, «затянуть пояса», только бы сохранить независимость.
«Да, все остальные варианты пока дороже. Но если Беларусь хочет ослабить зависимость от Кремля, их нужно развивать. Пришло время платить за независимость, как заплатили за неё прибалты, украинцы»,
– призывает он.
В общем, лозунг оппозиции понятен: «Чем хуже – тем лучше». Особенно показателен пример с заплатившими за независимость украинцами, особенно если учесть, что никакой независимости у Украины нет, ключи от суверенитета в руках у американцев.
Но хотят ли белорусы платить украинскую цену – большой вопрос.
Соб. корр. ФСК