В Армении идёт подготовка к референдуму, назначенному на 5 апреля, во время которого народ должен будет высказать своё мнение по поводу изменений в конституцию страны. Проект поправок в конституцию был разработан правящей партией «Мой шаг», главной целью проекта является прекращение полномочий главы Конституционного суда Грайра Товмасяна и членов КС, которые были назначены до реформы конституции в 2015 году.
В Армении недоумевают, почему для разрешения спорного вопроса власти не обратились в Венецианскую комиссию, а назначили референдум, на который придётся потратить дополнительные финансы из и так небогатой государственной казны.
«Венецианская комиссия сама должна сначала ответить на определённые вопросы. Во время моего недавнего визита в Германию я обсуждал эту ситуацию с несколькими коллегами, и я могу сказать, что они были удивлены процессами, происходящими в период преобразований в Армении. Я обратил внимание европейских партнёров на тот факт, что весь этот процесс со злоупотреблением права, происходил при наблюдении Венецианской комиссии, и я думаю, что Венецианская комиссия должна ответить на некоторые вопросы, прежде чем заниматься нашим референдумом»,
– пояснил премьер-министр Армении Никол Пашинян 20 февраля во время интервью Общественному телевидению Армении, отвечая на вопрос журналистов, почему Ереван не получит заключение Венецианской комиссии по поводу конституционных изменений, прежде чем выносить этот вопрос на референдум.
По мнению политолога Армена Багдасаряна, такой резкий выпад в адрес Венецианской комиссии не означает, что власти Армении решили идти на конфронтацию с этой международной организацией, хотя, по его мнению, к этой комиссии действительно накопилось множество вопросов.
«Премьер мог выразиться помягче, конечно, однако следует понимать, что мнение комиссии – это не истина последней инстанции, говорит эксперт. Тем более что данный консультативный орган Совета Европы в своё время закрыл глаза на происходившее в Армении. Мнения комиссии носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. На позицию комиссии сейчас часто ссылаются бывшие власти, но делают это в сугубо пропагандистских целях»,
– прокомментировал политолог ответ Пашиняна в эфире Общественного телевидения Армении.
С ним не согласен правозащитник, эксперт по европейскому праву Ара Казарян, который считает, что нельзя недооценивать мнение Венецианской комиссии, так как рекомендации этой комиссии «представляют европейские стандарты».
«Это не правовые инструменты, конечно, но они предусмотрены членством в Совете Европы. Никаких правовых последствий не будет, если Армения не спросит мнения комиссии, но возможны последствия политические. В частности, ПАСЕ может ужесточить позицию по чувствительным для Армении вопросам»,
– отметил правозащитник, подчеркнув, что у Еревана может просто не хватить «политических ресурсов для нейтрализации негативных последствий». Казарян предполагает, что может произойти «изменение риторики в отношении Армении».
При этом многие соглашаются с тем, что для семи миллионов долларов, необходимых для проведения референдума, можно было бы найти более достойное применение.
«В стране множество нерешённых социальных проблем, которые с течением времени только углубляются. Семи миллионов долларов хватило бы, чтобы решить некоторые из них. Если следовать положениям программы правительства и их рекомендациям, то мы увидим, что приоритетным направлением считается программа по занятости населения, но на это выделено вдвое меньше денег, чем на референдум»,
– прокомментировал ситуацию экономист Тадевос Аветисян.
Соб. корр. ФСК
На фото. Никол Пашинян в эфире Общественного телевидения Армении, источник – Интернет-издание TERT.am