4 марта состоялась отставка правительства Гончарука в полном составе. За отставку проголосовали 353 депутата Рады, голосов против не было.
Выступая в парламенте, Владимир Зеленский отметил, что правительство имеет и достижения: снижение инфляции и учётной ставки НБУ, борьба с теневыми рынками. Отметил он и начало приватизации госпредприятий, а также выдачу кредитов малому и среднему бизнесу. Однако… «нужны новые мозги и сердца». По словам Зеленского, провалена работа таможни, которая «собирает лайки», а не деньги. «Выглядит так, что в этом бою контрабанда отправила таможню в нокаут», – заявил Зеленский. Ещё он отметил падение промышленности и запутанную ситуацию с оплатой тепла, а также заявил, что «нужно иметь смелость и признать, что многие не готовы ко второму этапу медицинской реформы с 1 апреля».
Письменный отчёт Гончарука о работе кабмина за 2019 год объёмом в 307 страниц подвергся обоснованной критике, правительство даже не сумело самостоятельно подготовить этот документ, заказав его частной компании Magonova&Partners за 84 тыс. грн.
В декабре 2019 года по сравнению с соответствующим периодом 2018-го падение промышленного производства составило 8,3%, а отрицательное сальдо внешней торговли за весь прошлый год – $10,72 млрд. Усиленными темпами добивают на Украине угольную отрасль; если в 2013 году добыча угля составляла 83,6 млн. т, то в 2019-м – 31,2 млн. т (минус 53%), долги по зарплате шахтёрам достигли 1,1 млрд. грн.
Правительство Гончарука надеялось поправить дела за счёт распродажи земли, но соответствующий закон завис в парламенте. По данным Центра Разумкова, в октябре 2019 года против продажи сельскохозяйственных земель в стране готовы были голосовать 64,4% собиравшихся принять участие в референдуме, а в феврале 2020-го их стало уже 72%.
Широко разрекламированная приватизация, согласно которой в бюджет должно было поступить 12 млрд. грн., тоже буксует. В октябре 2019 года Гончарук объявил о приватизации 800 госпредприятий, к концу прошлого года снизил их число до 300, но у экономистов и эта цифра вызывает сомнения; в прошлом году передача нескольких «лакомых» объектов в частные руки была приостановлена судебными решениями.
Ситуация в медицине ничем не лучше. На программу госгарантий медицинского обслуживания населения вместо положенных по закону 225 млрд. грн. (5% ВВП) в 2020 году выделено всего 72 млрд. грн. О грандиозном провале свидетельствует такой факт: в прошлом году выплата ежемесячной помощи ВИЧ-инфицированным детям составила 11,3 млн. грн., в текущем году она уменьшена до 2,8 млн. грн. При такой социальной политике в 2019 году в стране умерла 581 тысяча человек; смертность на Украине превышает рождаемость почти вдвое.
О грядущей отставке Гончарука заговорили пару недель назад. Эта «волна» по времени совпала с постановлением ЕСПЧ, признавшим украинский закон «Об очищении власти» 2014 года (о люстрации) нарушением Конвенции о защите прав человека. И в октябре прошлого года суд обязал украинское правительство выплатить пяти заявителям по 5 тыс. евро компенсации. Минюст Украины подал апелляцию, но 24 февраля ЕСПЧ отклонил её, после чего решение окончательно вступило в силу. Поскольку в ЕСПЧ подали иски около 600 чиновников, не исключено, что Украине придётся выплатить заявителям как минимум 2 млрд. грн.
Решение ЕСПЧ развязало Зеленскому руки. Как написала на своей странице в Facebook член Венецианской комиссии от Украины в 2009-2014 гг. Марина Ставнийчук, «нынешние соросята во власти обеспокоены, как им быть дальше – оставить все, как есть, и добавить еще люстрационных рогаток. Не советую дальше с этим играть. Я вам всем говорила, люстрация люстраторов не за горами».
Поскольку кресла в правительстве Гончарука действительно занимало немало «соросят», Зеленский решил сработать на опережение – провёл переговоры с некоторыми представителями «старой гвардии». Но то ли не нашёл с ними взаимопонимания, то ли вмешались силы внешнего управления… В итоге парламенту в качестве нового главы правительства предложили Дениса Шмыгаля, якобы «равноудаленного от всех олигархов». Новоизбранный премьер заявил, что прежний курс сохранится, но не дал ответов на вопросы, остановит ли он второй этап медицинской реформы и отзовёт ли законопроект о продаже земли. В связи с этим нардеп от фракции «Голос» Юлия Клименко заявила, что новое правительство – повторный эксперимент, но «с другими котами в мешке».
Министры внутренних дел (Арсен Аваков), юстиции (Денис Малюська) и инфраструктуры (Владислав Криклий) сохранили свои должности. Вместо Оксаны Маркаровой, засветившейся в «плёнках Гончарука», министром финансов стал Игорь Уманский, который в правительстве Юлии Тимошенко работал и. о. министра финансов, а при Порошенко – первым заместителем министра финансов Натальи Яресько. Новый министр социальной политики Марина Лазебная в 2011–2014 гг. работала сначала директором департамента министерства социальной политики, затем возглавляла государственную службу занятости.
Министр здравоохранения Украины Илья Емец
Знаковым можно считать назначение министром здравоохранения кардиохирурга Илью Емеца, который уже занимал этот пост во времена Януковича. Профессионал, директор госучреждения «Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии МОЗ Украины», в его медицинском «портфолио» – три операции по пересадке сердца.
Ещё пять министерских портфелей остались вакантными.
Министр обороны Украины Андрей Таран
По представлению президента министром обороны стал Андрей Таран, который окончил Военную академию ПВО Сухопутных войск в Киеве по специальности «управление боевыми действиями» и прошёл переподготовку в Национальном университете обороны США в Вашингтоне. К слову, тоже «старый кадр»: в 2008–2011 гг. занимал пост заместителя начальника Главного управления разведки Минобороны, а в 2015–2016 гг. работал заместителем командующего Сухопутными войсками ВСУ.
Должность министра иностранных дел Украины досталась Дмитрию Кулебе, который в правительстве Гончарука занимал пост вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба
Как видим, старых кадров много, но это ничуть не значит, что политика кабмина изменится. По словам Вадима Рабиновича («Оппозиционная платформа – За жизнь»), в беседе с ним Денис Шмыгаль заявил, что не будет восстанавливать торговые отношения с Россией, поскольку она-де государство-агрессор.
Руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв считает, что со сменой правительства «соросят потеснил олигархический кооператив», а глава Института глобальных стратегий Вадим Карасёв утверждает, что пришло «правительство стабилизаторов», которое переориентирует экономику. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник придерживается мнения, что пришли «профессиональные приспособленцы, которые имели опыт работы в разные годы». Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко предупреждает, что Зеленский ещё намучается «с отставными соросятами», которые «будут ездить с лекциями по миру и рассказывать, как они хотели отреформировать страну, но президент им помешал»...
Все понимают, что никакая перестройка правительства не состоялась бы без согласия на то заокеанских партнёров Киева. Об этом говорит и тот факт, что комитет по вопросам правоохранительной деятельности ВР порекомендовал парламенту выразить недоверие генпрокурору Руслану Рябошапке. Дело в том, что в предвыборной гонке в США серьёзным противником Трампа становится всё же Джозеф Байден, сын которого состоял в совете директоров украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings, где получал весьма нескромную даже по американским меркам зарплату. Трамп крайне заинтересован в возобновлении уголовного дела по коррупции в «Бурисме», с чем и связана состоявшаяся отставка Рябошапки.
Верховная рада проголосовала за недоверие генпрокурору и его увольнение. Обсуждение вопроса проходило под лозунгом «Пришла весна, а где посадки?». Рябошапке припомнили немало грехов, включая отсутствие результатов по расследованию дела о вмешательстве в выборы президента США в 2016 году, пресловутую «Бурисму», отказ от встречи с матерью убитого Олеся Бузины, развал прокуратур всех уровней методом выдавливания профессионалов под видом аттестации. Рябошапка все обвинения отверг, назвав их «откровенной ложью и манипуляцией», и, покидая зал заседаний Рады, пообещал вернуться…
Заглавное фото: uazmi.net