Вопреки близким к заклинаниям заверениям представителей японского правительства и губернатора Токио о проведении Олимпиады-2020 непременно в запланированные сроки с 24 июля по 9 августа, всё большее число политиков и спортивных деятелей как в Японии, так и за рубежом призывают к переносу или даже отмене Токийских Олимпийских игр. Причина – объявление Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) эпидемии коронавируса пандемией.
Напомним, что по правилам ВОЗ считается пандемией. Во-первых, эпидемия должна охватить как минимум два континента; во-вторых, у большинства населения планеты должен отсутствовать иммунитет к вирусу; в-третьих, вирус должен распространяться в разных географических условиях. Всё это имеет место. Вирус проникает повсюду, говорить о простой эпидемии уже нельзя.
Оставим на совести сторонников «естественного хода событий» вроде премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона их «терпимое» отношение к той гипотетической перспективе, когда коронавирус поразит большинство людей на планете, часть инфицированных умрут (видимо, по Мальтусу в первую очередь бедные), а выжившие приобретут иммунитет и продолжат существование. Более привлекательным выглядит китайский метод борьбы с опасной для жизни инфекцией, когда власти вводят строгий карантин для недопущения контактов заболевших со здоровыми. На это нацелены запреты на проведение всех массовых мероприятий, к чему большинство людей относится с пониманием.
На таком фоне упорное требование японских высокопоставленных политиков и чиновников, несмотря на пандемию, во что бы то ни стало провести Олимпиаду в Токио в установленные сроки, начинает вызывать уже не только удивление, но и возмущение. И подозрение в нехорошем своекорыстии – в нежелании терять вложенные в создание олимпийской инфраструктуры деньги, нести убытки от отмены телерепортажей, лишиться прибыли от наплыва болельщиков и туристов.
Вопрос о проведении летом в Токио Олимпийских игр затрагивает и личные интересы премьер-министра Синдзо Абэ. Дело в том, что он, претендуя на продление полномочий главы правительства, широковещательно обещал реализовать свою политическую программу из четырёх пунктов. А именно: вернуть «северные территории», то есть получить в состав Японии российские южнокурильские острова; добиться возвращения на родину захваченных спецслужбами КНДР японских граждан; внести поправки в Конституцию Японии, узаконив в ней вооружённые силы; успешно провести Олимпиаду.
Что касается возвращения «северных территорий», то после внесения в Конституцию РФ положения о недопустимости отчуждения российских территорий в пользу других стран, даже при наличии, как успокаивают себя в Японии, лазеек под видом «демаркации, делимитации и редемаркации», добиться передачи Курил Японии будет затруднительно, если не невозможно. И уж, конечно, это никак не может произойти до окончания премьерского срока Абэ.
Не меньше сложностей с возвращением японцев из КНДР, ибо Пхеньян заявляет, что на территории Северной Кореи больше нет оставшихся в живых японцев, и считает данный вопрос закрытым. Лидер КНДР Ким Чен Ын весьма прохладно воспринимает настойчивые призывы Абэ провести японо-северокорейский саммит «без предварительных условий» и едва ли позволит японскому премьеру после его угроз и обвинений в свой адрес получить дополнительные политические очки.
Непросто японскому премьеру добиться и устранения из Конституции Японии отказа от обладания полномасштабными вооружёнными силами и права ведения войн. Страна по этому вопросу раскололась пополам и у Абэ нет возможности организовать всенародный плебисцит по поправкам в конституцию с уверенностью, что его поддержат.
За время до ухода с поста премьера в сентябре 2021 года у Абэ, чтобы «оставить своё имя в истории», остаётся только Олимпиада. И больше ничего.
Как сообщает японское издание Nippon, до вспышки эпидемии коронавируса ожидалось, что после Олимпиады Абэ распустит нижнюю палату парламента, чтобы провести внеочередные выборы и при ослабленной, разобщённой оппозиции победить.
Более того, появилась информация о том, что после Олимпиады и Параолимпиады Абэ может, не дожидаясь конца своих полномочий, уйти в отставку до конца 2020 года. Якобы он уже начал готовить передачу власти бывшему министру иностранных дел Фумио Кисиде. Однако в политических кругах Японии считают, что эти планы будут пересмотрены, если Олимпийские игры перенесутся.
А значит, не исключён вариант очередного продления пребывания Абэ в кресле премьера уже на четвёртый срок, в чём, естественно, заинтересованы его ближайшее окружение и приближённые советники. Один из таких «советников», изгнанный из правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) и отбывший тюремный срок за коррупцию, а ныне вновь пробравшийся в парламент Мунэо Судзуки, заявляет: «Я думаю, что сам премьер Абэ распустит парламент и назначит всеобщие выборы. Если на них вновь одержит победу Либерально-демократическая партия, то в стране многие поддержат идею выдвижения Абэ на четвёртый срок в качестве её председателя. С точки зрения национальных интересов Японии такое развитие событий представляется наиболее желательным. В таком случае Синдзо Абэ может получить мандат премьера до 2024 года. И ему будет легче вести переговоры с президентом Путиным, срок полномочий которого тоже истекает в 2024 году. Поэтому именно в нынешнем году необходимо отыскать какие-то пути, ведущие к решению проблемы северных территорий. Если этого не сделать в текущем году, то вопрос этот затянется на вечные времена».
Отмена (или перенос) Олимпийских игр может стать удобным поводом для претензий Абэ на новое продление своего политического руководства. При большинстве у ЛДП и её партнера по коалиции в парламенте партии «Син-Комэйто» это вполне реально. Ну а устав партии можно ещё раз переписать. Правда, сам Абэ утверждает, что «не помышляет об этом». Пока…
Фото: Flickr/Cesar I. Martins