Всемирный банк опубликовал очередной доклад о последствиях пандемии коронавируса для экономик стран Европы и Центральной Азии. Согласно этому докладу, ВВП Белоруссии в текущем году ожидает падение на 4%.
«В 2020 году из-за эпидемии коронавируса в регионе наступит экономический спад, величина которого составит от 4,4% до 2,8%, после чего в 2021 году благодаря принимаемым мерам политики, постепенному восстановлению мировых цен на сырьё и оживлению торговли экономика вновь начнёт расти».
Напомним, что в самом начале 2020 года Всемирный банк давал прогноз по росту белорусской экономики на 1%, а уровень инфляции – 4,7%. Теперь же изменился прогноз и по инфляции, в лучшем случае она будет на уровне 11,3%, считают эксперты Всемирного банка. По их мнению, падение ВВП Белоруссии в связи с пандемией коронавируса неизбежно в любом случае, даже если возобновятся поставки нефти из Российской Федерации на самых выгодных для Минска условиях.
«Глобальный экономический спад из-за COVID-19 снижает спрос на белорусский экспорт в Европейский союз, Россию и другие страны. Даже если поставки нефти из России возобновятся, более низкие цены на нефть резко сократят доходы от внешней торговли. При этом поступление экспортных пошлин в бюджет может сократиться ещё больше, если есть задержки в подписании долгосрочных контрактов на поставки калийных удобрений»,
– говорится в докладе.
«Пандемия COVID-19 разворачивается в период, когда регион и без того оказался в нестабильной ситуации. В 2019 году темпы экономического роста в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах Европы и Средней Азии замедлились до 2,2%. При этом с февраля этим странам приходится решать непрерывно усложняющуюся задачу – им необходимо преодолеть нынешний кризис в сфере здравоохранения и решить долгосрочные проблемы, вызванные глобальной пандемией».
Доктор экономических наук Борис Желиба считает, что эксперты Всемирного банка – оптимисты. По его мнению, ситуация намного печальнее хотя бы потому, что только за март золотовалютные резервы (ЗВР) Белоруссии сократились на миллиард долларов, которые ушли на поддержку белорусского рубля. В настоящее время ЗВР, по его словам, составляют 7,7 миллиарда.
«Снижение ЗВР на миллиард – рекордное. Причины понятны: текущие платежи по долгам, отсутствие загруженности НПЗ российской нефтью, ещё и коронавирусный кризис навалился.
Было две волны девальвации белорусского рубля, который с начала года потерял где-то до четверти своей стоимости к доллару и евро. Нужно срочно искать валюту. Если не найдём миллиарда, а лучше двух (деньги нужны ещё и на борьбу с пандемией коронавируса), то окажемся перед угрозой нарушения графика погашения госдолга, особенно внешнего»,
– прокомментировал ситуацию Желиба.
В противном случае, по его словам, придётся объявлять дефолт, после чего страна окажется закрытой для инвестиций.
По мнению же экс-председателя Нацбанка Станислава Богданкевича, не всё так плохо, хотя и хорошего мало.
«Нужно учитывать, что в прошлом году мы накопили два миллиарда долларов ЗВР, а сейчас расходовали только миллиард с гаком. С другой стороны, беспокойство вызывает тот факт, что мы целый год копили два с лишним миллиарда, а тут за один месяц истратили миллиард. То есть слишком быстрые темпы снижения резервов»,
– пояснил Богданкевич.
Он видит большой (и единственный) позитив в том, что цены на нефть падают, и Беларусь сможет накопить нефть про запас. Но его прогноз на будущее достаточно мрачен.
«Думаю, не открою Америку, если скажу, что не избежать рецессии в экономике всего мира и Беларуси. Нам предстоят тяжёлые годы. Ожидаются трудности со сбытом продукции, возможен рост реальной безработицы. Ничего хорошего не ждёт малый и средний бизнес. Зарплаты уже падают, и они будут падать дальше. Конечно, всё это связано в том числе и с вирусом, но у нас и до вируса были проблемы. Низкая рентабельность, плохая управляемость госпредприятиями, а от реформ отказывались. Думаю, следует ожидать падение ВВП на 5% и, может, даже на 15%»,
– отметил экс-председатель Нацбанка.
А глава Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин уже заявил, что вследствие пандемии и вызванного ею кризиса более 50% малых и средних предприятий в Беларуси могут прекратить свою работу, а более 30% – обанкротиться.
Соб. корр. ФСК