Кубинский ромб – Литва хочет и рыбку съесть, и остаться лучшим другом США

Кубинский ромб – Литва хочет и рыбку съесть, и остаться лучшим другом США

Когда Вильнюсу приходится выбирать между не совпадающими интересами ЕС и США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Первый в истории договор о политическом диалоге и сотрудничестве между Европейским союзом и Кубой готовили с апреля 2014 года. Обе столицы подписали его в декабре 2016 года, Европейский парламент одобрил в 2017-м, парламенты стран - членов ЕС ратифицировали в 2018-2019 годах.

В начале февраля 2020 г. депутаты из комитета по иностранным делам Сейма Литвы одобрили ратификацию соглашения последними в Европе. Окончательное решение остаётся за парламентом. Однако 6 марта официальный Вильнюс сообщил: премьер-министр Саулюс Сквернялис и спикер парламента Викторас Пранцкетис получили послание госсекретаря США Майкла Помпео с рекомендацией воздержаться от ратификации договора о нормализации отношений между Брюсселем и Гаваной.

Брюссель, мозг Европейского союза. Фото: tranio.ru

Брюссель, мозг Европейского союза. Фото: tranio.ru

В письме Помпео отмечается: «Отказавшись ратифицировать соглашение, Литва бы поддержала надежду на свободу, демократию и большее уважение к правам человека на Кубе. С ноября 2017 года, когда договор временно начали применять, политическое положение и ситуация с правами человека там драматически ухудшились, в тюрьмах находятся более 100 политических заключённых». Госдепартамент США предлагает Литве блокировать соглашение с Кубой до тех пор, пока коммунистический режим в Гаване не изменит свою позицию по правам человека.

Так сложился кубинской ромб, в углах которого расположились Гавана, Вашингтон, Брюссель и Вильнюс.

Гавана, столица Острова Свободы. Фото: tur74.ru

Гавана, столица Острова свободы. Фото: tur74.ru

Остров свободы стремится к нормализации отношений с Европой в плане торгово-инвестиционного сотрудничества. Его серьёзно тормозят торговое эмбарго и санкции США. Барак Обама предпринял попытку нормализовать диалог. Он восстановил с Гаваной прерванные в 1961 году дипломатические отношения и несколько смягчил политику США на кубинском направлении в сфере торговли, туризма, финансов. Однако Трамп вновь ввёл ограничения на туристические поездки для граждан США и ужесточил экономическую политику. При Трампе был активирован Третий раздел закона Хелмса – Бертона, который даёт право американским гражданам подавать в суд на любые иностранные компании, распоряжающиеся на Острове свободы имуществом, некогда принадлежавшим предпринимателям из США, но конфискованным 60 лет назад правительством Фиделя Кастро.

Интересы Евросоюза, на который приходится 1/3 всей внешней торговли Кубы (в 2018 году двусторонний товарооборот достиг €2,6 млрд), оказались сильно ущемлены. Ещё 5% кубинского объёма внешней торговли составляет торговля с Канадой, которая тоже противится санкционной интервенции США. Брюссель и Оттава готовы защищать своих граждан и инвесторов всеми доступными средствами, включая разбирательства в ВТО. Европа может воспользоваться блокирующим статусом, как сделала это в 2018 году в ответ на односторонний выход США из «ядерной сделки» с Ираном и введение вторичных санкций против всех, кто будет с Тегераном сотрудничать. Такой статус означает, что гражданам стран - членов ЕС не только запретят соблюдать ограничения США, но и позволят европейским компаниям получать компенсацию за убытки, которые они понесут из-за экстерриториальных американских санкций.

«Страны ЕС обеспокоены тем, что политика США нацелена преимущественно на смену режима на Кубе. Европейцы давно считают, что можно критиковать права человека и другие проблемы, но участие и вовлечение в диалог – куда лучший способ содействия демократическим изменениям», – убеждён бывший британский дипломат Пол Хэйр.

Вильнюс не может игнорировать общеевропейскую политику «вовлечения в диалог» с Кубой. Портить отношения с Вашингтоном тоже не хочется. А поскольку Земля Девы Марии доверяет Новому Свету больше, чем Старому континенту, Вильнюс в вопросе ратификации договора занял выжидательную позицию. Глава внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс заявил: «Мы тщательно взвесим просьбу Майкла Помпео, как и все просьбы наших стратегических партнёров. Вместе с тем мы избегаем таких ситуаций, чтобы приходилось выбирать между интересами ЕС и интересами США, которые не во всём совпадают. Думаю, что мы найдём оптимальное решение».

Государственный секретарь США Майкл Помпео. Фото: yandex.ru

Государственный секретарь США Майкл Помпео. Фото: yandex.ru

Однако избегать выбора – признак слабости, несамостоятельности. «Беда Вильнюса в том, что его политические элиты не понимают, как будут развиваться отношения между Европой и США. Литва, если возможность имеется, стремится взять паузу и посмотреть, какие силы в ЕС станут побеждать», – считает литовский политолог доктор наук Вадим Воловой. Вместе с тем Воловой полагает, что рано или поздно Литве всё равно придётся определяться.

Литовским верхам не хочется думать, что в мире происходят крупные изменения. Инициативы администрации Дональда Трампа, будь то выход из соглашения по климату или заявления о нежелании оставаться мировым жандармом, напрягают Вильнюс. Там цепляются за мысль, что «всё нормализуется само собой». Однако перемены неизбежны. В трансатлантических отношениях Дональд Трамп сделал такую пробоину, что её не залатать. Как было раньше, уже не будет. И в Европе сейчас доминирует дискурс, отличный от привычного литовского, где новый взгляд только в зачатке.

Одним из первых о проблеме будущего Европы и трансатлантических отношений заговорил бывший посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас. Его даже в собственной партии «Союз Отечества – Христианские демократы» не стали слушать. Однако у главных микрофонов Ушацкаса в каком-то смысле сменил социал-демократ, бывший постоянный член Европейской комиссии Витянис Андрюкайтис. Он смотрит на Литву как на страну, не отдельно взятую, а живущую в союзе европейских государств, и представляет освоить свежий взгляд на внешнюю политику ЕС, в том числе сквозь призму давления США на Кубу и отношений между Брюсселем и Вашингтоном. Предложенная Андрюкайтисом повестка интересна широкой общеевропейской мозаикой, которая выгодно смотрится на фоне старых, стандартных воззрений. Однако литовские политики это плохо понимают.

Социал-демократ Витянис Андрюкайтис. Фото: lrt.lt

Социал-демократ Витянис Андрюкайтис. Фото: lrt.lt

Члены партии консерваторов (у фракции этой партии 31 депутатский мандат из 141) решительно высказались против соглашения с Кубой. Председатель партии «Союз Отечества – Христианские демократы» Габриэлюс Ландсбергис говорит, что соглашение с Евросоюзом ориентируется на «диктаторский, коррумпированный и сотрудничающий с террористами коммунистический режим Кубы», а ратификация соглашения повредит отношениям Литвы с Соединёнными Штатами. «Литва – страна свободы, поэтому должна всюду смело и решительно защищать свободу и демократию, а также людей, которые сталкиваются с гнётом диктаторов от Кубы до Гонконга. Правящие круги, получив призыв исключительно важного для безопасности Литовского государства партнёра – Соединённых Штатов, не должны добиваться ратификации договора, который предаёт не только демократические идеалы, но и вредит двусторонним отношениям с Вашингтоном», – процитировали отповедь Ландсбергиса Андрюкайтису в пресс-релизе партии.

Президент Литвы Гитанас Науседа. Фото: zvestki.com

Президент Литвы Гитанас Науседа. Фото: zvestki.com

Команда президента Гитанаса Науседы сначала отделывалась туманными общими словами: «В целях сочетания интересов Евросоюза и США президент обещает с вниманием отнестись к ратификации соглашения в парламенте, но не предлагает отменить процесс. Важно сохранить совместимость между партнёрами, ЕС и США, в плане достижения общей цели – улучшения ситуации с правами человека на Кубе». Однако после визита в Вильнюс Керри Филипетти, заместителя госсекретаря США, и давления Вашингтона через своё посольство глава Литовского государства зазвучал по-другому (цитируем его пресс-службу): «ЕС должен работать над тем, чтобы это соглашение было ценным для жителей Кубы, инициировало реальные изменения в демократизации ситуации и защиты прав человека».

Получается, у нынешней Литвы – номинально самостоятельного государства – вообще нет никаких интересов, кроме «сочетания интересов Евросоюза и США».

Пандемия коронавируса помешала Брюсселю сформулировать ответную позицию. «Тем не менее мостом между ЕС и США Литве не быть – не хватит политического веса. На двух стульях усидеть тоже не удастся. Определиться Вильнюсу, с кем он – с ЕС или с США, придётся. Это окажется болезненный, но предопределённый выбор», – говорит вильнюсский политолог Вадим Воловой.

Вопрос о ратификации договора о политическом диалоге и сотрудничестве между Европейским союзом и Кубой внесён в повестку дня весенней сессии литовского парламента.

Заглавное фото: воздушный шар над Вильнюсом как символ вечных колебаний Литвы, apltravel.ua