Неделю назад директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге сообщил, что в ближайшее время группа экспертов ВОЗ совершит визит в Таджикистан и Туркменистан для определения там эпидемиологической ситуации.
Самое интригующее здесь то, что, по данным министерств здравоохранения двух республиках, в них до самого последнего времени не зафиксировано ни одного случая заражения COVID-19. Подтвердив этот факт, представитель ВОЗ в Таджикистане Галина Перфильева тем не менее заявила: «Категорически утверждать, что в стране нет случаев заболевания, нельзя».
Галина Перфильева, постпред ВОЗ в Таджикистане
За Туркмению ответил президент Гурбангулы Бердымухаммедов. Он, кстати, автор десятка книг о лекарственных растениях, рекомендующих окуривать дома дымом многолетнего растения юзарлик (гармала). По словам туркменского президента, санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране «стабильная и находится под контролем».
Окуривание гармалой по рецепту президента Бердымухаммедова
Отсутствие болезни в этих республиках объясняют их географически периферийным положением и малым количеством туристов.
Источником информации о «бушующей эпидемии» являются оппозиционеры, контактирующие, как правило, с западными СМИ. 29 апреля о том, что зараза есть уже давно, заявил председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахмотилло Зайиров. В общественных местах проводится постоянная дезинфекция, введен ряд карантинных ограничений; Таджикистан – едва ли не единственная страна, где проходит республиканский чемпионат по футболу при пустых трибунах.
Дезинфекция в Душанбе
От внимания бдительных местных жителей и СМИ не ускользнули несколько смертей в Душанбинском медицинском центре №1 и Джаббар-Расуловском районе. Одним из умерших был известный учёный Абдуали Тоиров; скончался также известный в республике Фатто Солиев, главврач Республиканской больницы профессиональных болезней. Пресс-секретарь Минздрава Бибихонум Дарвешзода категорически отвергла подозрения в том, что причиной смерти стал COVID-19, пригрозив наказанием за распространение ложной информации. Однако число заболевших пневмонией растёт. Возможно поэтому президент Таджикистана Эмомоли Рахмон, поздравляя сограждан с наступлением священного месяца Рамадан, попросил перенести пост, дабы «сохранять силы и здоровье».
Сколь-нибудь объективной информации об обстановке в Туркмении нет, хотя анонимы пишут, что 11 апреля несколько человек, заболевших вирусом и прибывших из Баку, были доставлены в Республиканскую больницу. Туркменистан закрыл границу, крупные города окружены блокпостами, отменены авиарейсы, не работает железнодорожный транспорт, продлены школьные каникулы. При этом здесь собираются проводить в мае Международный конный конкурс красоты, а ношение масок в общественных местах запрещено, что объясняют опасностью террористических атак. Министр здравоохранения Туркменистана Нурмухаммет Аманнепесов уверяет, что страна готова к возможной эпидемии, прибывающих из-за рубежа размещают в карантинных зонах Туркменбаши, Карабогазе и Лебапском велаяте.
При этом Душанбе и Ашхабад не отказываются от помощи. О готовности выделить деньги высказались в Брюсселе и Вашингтоне. Москва передала обеим республикам приборы дистанционного измерения температуры, реагенты и наборы тест-систем.
Приезд специалистов ВОЗ заставил Душанбе признать факты распространения вирусной инфекции. 30 апреля это признал Минздрав и премьер-министр Кохир Расулзода. По их словам, «подозрения на коронавирус были, но доказательств не было». Официально признаны 10 случаев в Согдийской области и ещё 5 в Душанбе. Теперь в республике объявили каникулы в вузах и ввели обязательное ношение масок.
В Туркмении по-прежнему отрицают, что у них есть эпидемия. Перед приездом делегации ВОЗ из зоны карантина под Туркменабадом вывезли всех находившихся там в обсервации.
Соб. корр. ФСК