Титанические усилия Зе-команды, потраченные на то, чтобы протолкнуть закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности», увенчались успехом. 13 мая закон был принят. Категорическое требование МВФ выполнено; у украинских властей появилась сладкая надежда, что на Киев прольётся долларовый дождь в виде кредитов.
27 марта Зеленский заявлял, что Украина до конца года получит $8 млрд., но 7 апреля поправил себя: первый транш в размере $1,75–2 млрд. должен поступить в Киев в течение 15 дней после успешного голосования в парламенте. 8 мая министр финансов Украины Сергей Марченко сообщил, что помощь от МВФ на 2020-2021 годы «остается неизменной – в размере $5 млрд.». 12 мая премьер-министр Денис Шмыгаль уточнил, что после принятия закона о банках Украина может получить от МВФ $5 млрд. «сроком на 18 месяцев». Это означает, что кредиторы потеряли доверие к Украине, заменив трёхгодичную программу расширенного финансирования на краткосрочную stand-by. МВФ не надеется, что украинские подопечные завершат рекомендуемые реформы, и будет вгонять их в долларовую кабалу, исходя только из текущей ситуации.
В Киеве не владеют достоверной информацией относительно планов МВФ и не понимают, что требования Фонда будут только ужесточаться. 29 апреля глава миссии МВФ на Украине Рон ван Роден предупредил, что не стоит трогать Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ). Имеется в виду, что Рада хочет внести изменения в закон о НАБУ и уволить его главу Артема Сытника. «Любые законодательные изменения, которые сужают независимость НАБУ, будут восприняты как отказ от предыдущих антикоррупционных обязательств и потребуют корректировки любой новой программы сотрудничества с Украиной», – подчеркнул Роден.
Аналитик Виктор Скаршевский обращает внимание на то, что начиная с 2015 года на Украине было создано 6 антикоррупционных органов, на содержание которых за 6 лет было потрачено 10,7 млрд. грн. Однако коррупции меньше не стало. «Мне одному кажется, что украинские граждане слишком дорого платят за этот антикоррупционный цирк?» – задаётся вопросом Скаршевский.
Однако вернёмся к «антиколомойскому» закону. Накануне голосования в Раде появился Зеленский (в маске, но без галстука) и призвал нардепов поддержать законопроект, «который должен защитить украинскую экономику». Оппозиция в лице представителей «Батькивщины» высказала прямо противоположное мнение. Юлия Тимошенко заявила, что закон не имеет никакого отношения к «ПриватБанку» Коломойского, противоречит интересам страны и 11 статьям Конституции. Он освобождает от ответственности руководство Национального банка Украины (НБУ), которое за 6 лет уничтожило 105 банков, и переводит украинскую банковскую систему под внешнее управление. Цель тех, кто написал этот закон, – оставить в стране 10–15 банков и завести на Украину иностранные (западные) банковские учреждения.
Политолог Кость Бондаренко говорит, что закон «выводит банковскую систему Украины из-под юрисдикции украинских судов»; такая ситуация, по его словам, уже сложилась в Латинской Америке и в Африке и «Украина пополнит ряды этих государств». Кирилл Молчанов считает, что МВФ пробует «отстранить украинских олигархов от возможности влиять на принятие политических решений, оставляя эту прерогативу за центрами влияния вне Украины». Такого же мнения придерживается директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, по словам которого МВФ «пытается максимально использовать нынешний экономический кризис, чтобы после отставки генпрокурора Рябошапки и премьер-министра Гончарука восстановить нарушенное влияние Запада на политическую и финансовую систему Украины».
Сам Игорь Коломойский называет закон «антиукраинским, торговлей суверенитетом и Конституцией за 30 сребреников»; украинская власть, по словам Кломойского, «выбрала путь в никуда».
Резко высказался в Facebook глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко, заявивший, что МВФ – это не аппарат искусственного дыхания, как считают некоторые украинские политики. «Украина здорова, но ее принудительно, под ремнями положили под этот аппарат. И пока мы в палате, МВФ выносит ценности из нашего дома», – заявляет Скубченко.
Некоторые эксперты обратили внимание на то, что МВФ в рамках борьбы с COVID-19 решил предоставить субсидии 25 самым бедным странам, «чтобы покрыть их долговые обязательства перед Фондом в течение следующих шести месяцев на первом этапе». Украина в списке не значится. Причина проста – страна может рассчитаться своими чернозёмами (закон о продаже земли уже принят).
В законе о банках имеется статья, согласно которой, если украинский суд признает незаконным решение НБУ о ликвидации того или иного коммерческого банка, это «не восстанавливает его правовой статус и не порождает каких-либо прав участников, кроме возмещения причиненного ущерба». Это означает, что НБУ может отобрать любой банк у кого угодно. Если суд признает вердикт ошибочным, единственное, на что может рассчитывать бывший владелец, – это на компенсацию, сумма которой законом не оговорена.
Законы о банках и продаже земли взаимосвязаны. В ст. 130 закона о земле указывается: «Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения может также приобретаться банками только в порядке обращения взыскания на них как на предмет залога. Такие земельные участки должны быть отчуждены банками на земельных торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности».
Сегодня общая площадь земель в собственности пайщиков – 28 млн. га. У мелких украинских фермеров нет средств, чтобы выкупить используемые земли даже по низкой цене, они будут закладывать их в банках. В законе не указано, в чью пользу банки могут отчуждать залоговую землю, и никто не мешает НБУ сначала отобрать банк у «неправильного» собственника, а затем продать землю «украинской» компании, находящейся в руках иностранных (западных) владельцев.
Когда тысячи фермеров и владельцев земельных паёв вникнут в суть этих нововведений, проводить обещанный референдум по поводу продажи земли иностранцам будет поздно.