На прошлой неделе в Черногории отмечали очередную годовщину отделения от Сербии. По всей стране провели автопробеги, на улицах можно было видеть и албанские флаги. В своё время (2006) албанская диаспора сплочённо голосовала за отделение Черногории от Сербии. На этот раз албанцы разъезжали по улицам городов под песни о террористе-соплеменнике Адеме Яшари, основателе «Армии освобождения Косово».
Под стать этим антисербским выступлениям были и последние высказывания президента Черногории Мило Джукановича, который бахвалится тем, что открыл «новую, европейскую перспективу Черногории». Теперь он берётся «обновить» Сербскую церковь.
«Мы обновили государство, поэтому мы должны обновить и церковь, – говорит Джуканович. – Мы предложили Сербской православной церкви (СПЦ) принять участие в решении проблемы восстановления независимой православной церкви в Черногории, какой она была до 1918 года. Они от этого предложения отказались... В таком случае им остаётся быть национальной церковью сербов в Черногории, а нам придётся создать национальную церковь черногорцев Черногории... Всё, что было отобрано у Черногории, будет возвращено! Ни одна религиозная община, даже Сербская православная церковь, не имеет права присваивать чужую собственность, сопротивляться судебным проверкам кадастровых записей церковной собственности!»
Президент Черногории Мило Джуканович бросил вызов Сербской православной церкви
Итак, Джуканович хочет заполучить свою «национальную церковь». В православии эта ересь называется этнофилетизмом, она была осуждена на Константинопольском соборе 1872 года. Постановление собора гласило: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию».
Новый закон «О свободе вероисповедания», принятый в Черногории, требует, чтобы каждая религиозная конфессия доказала своё право на владение недвижимостью «до оккупации» (так власти именуют соединение Сербии и Черногории). Согласно этому закону власти могут «национализировать» имущество СПЦ.
Верующие Сербской церкви отозвалась литиями (службами) протеста и крестными ходами, но объявленными из-за вирусной инфекции этому был положен конец. Затем власти перешли в наступление. Началось с вызовов на допросы. Первым, над кем был учинён допрос, стал популярный в народе, недавно скончавшийся настоятель храма святителя Николая в Которе протоиерей Момчило Кривокапич. В конце марта полиция арестовала священника и десятерых прихожан, молившихся в монастыре Режевичи в окрестностях Будвы, за «нарушение санитарных правил».
Протоиерей Момчило Кривокапич. Фото: pravoslavie.ru
12 апреля на праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье) задержания произошли в столичной Подгорице; были задержаны священник и десять прихожан в Колашине. Доставленному в участок митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию пришлось объяснять полицейским, почему верующие после благословения целуют ему руку…
Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий на допросе. Фото: Светигора / rs.sputniknews.com
На почитаемый у сербов Джурджевдан (праздник святого Георгия Победоносца 6 мая) братия монастыря Джурджеви Ступови после службы прошли традиционным крестным ходом по центральной улице. Верующие, соблюдая требуемую дистанцию, присоединялись к иноческому крестному ходу; против монахов возбудили уголовные дела. То же повторилось 12 мая, когда праздновалась память черногорского святителя Василия Острожского. В соборе Никшича священство во главе с епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием вышло на крестный ход, к нему присоединились многочисленные верующие. Произошли полицейские аресты, владыка Иоанникий и священники после допроса были отправлены в заключение на 72 часа. Улица взорвалась протестами. На следующий день верующие перекрыли трассу Беране – Андриевица – Плав, полиция разогнала их, троих арестовали. В Никшиче, Беране, Плевле верующие вышли на улицы, требуя освободить священников. Полиция применила дубинки и слезоточивый газ. Опять последовали аресты, среди пострадавших были дети и подростки. «Усташи!» – кричали стражам порядка протестующие.
Полиция разгоняет верующих, перекрывших трассу Беране – Андриевица – Плав
«От имени Епископского совета мы направили послание с просьбой к государственным властям немедленно освободить невинно заключенных епископа Иоанникия и священников, – откликнулся на эти события митрополит Амфилохий… – Однако этого, к сожалению, не произошло… Если кто-то должен быть судим за то, что происходит в Черногории, это я. Я готов пойти в суд и в случае необходимости получить приговор».
Против епископа Иоанникия и священников возбуждены уголовные дела за «несоблюдение правил здравоохранения во время борьбы с опасным инфекционным заболеванием»; предусмотренная санкция – штраф либо год тюрьмы.
«Конечно, мы не хотим нарушать правила, но разве можем мы, в то время как до 10 тысяч человек ежедневно посещают рынки, не позволять верующим войти в храмы и зажечь свечи? – говорит епископ Иоанникий… – Мы тоже будем бороться за свободу проводить службы».
Заглавное фото: марш против нового «религиозного» закона в столице Черногории Подгорице, REUTERS/Stevo Vasiljevic