Стремление премьер-министра Японии Синдзо Абэ положить конец проявлениям пацифизма в стране – это согласованная с американским сюзереном политика воссоздания в полном масштабе легальных вооружённых сил Страны восходящего солнца. Абэ и правящая Либерально-демократическая партия поставили задачу устранить из Конституции Японии запрет на обладание армией и флотом.
Напомним формулы 9-й статьи Основного закона Страны восходящего солнца: «…японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров… Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся».
Сегодня положение об отказе создавать «средства войны» в Японии практически выхолощено. В стране и за её рубежами действуют все виды японских вооружённых сил; в последнее время они дополнились «подразделениями космических операций» для противоборства с Китаем и Россией.
Сегодня по уровню военных расходов и оснащённости современными видами оружия Япония, по разным подсчётам и оценкам, занимает 6-7 место в мире, опережая Германию, Турцию, Италию, Канаду, Иран. По затратам на оборону она стоит вровень с ядерными державами – Великобританией ($50 млрд), Францией ($40 млрд), Индией ($47 млрд). В долларовом исчислении военный бюджет Японии превышает расходы на оборону России ($47 млрд). Немалые средства тратятся не только на содержание многочисленных в Японии американских военных баз и объектов – деньги расходуются в первую очередь на закупку вооружения. Военные расходы Японии на 2020 год в размере $48,5 млрд включают приобретение у США боевых самолётов короткого взлёта и вертикальной посадки F-35B. Часть средств пойдёт на предстоящее размещение на японской территории двух наземных комплексов ПРО американского производства Aegis Ashore.
Немалые расходы предстоят в связи с разработкой в Японии новейшего вооружения собственного производства при участии специалистов из США и Великобритании. Газета «Асахи симбун» сообщала, что правительство намерено выделить из бюджета 10 млрд иен ($92 млн) на разработку малозаметного истребителя для замены устаревших F-2. В прошлом году американская корпорация Lockheed Martin предложила Японии план создания истребителя с технологией «стелс», представляющего гибрид двух самолётов этого класса – F-22 и F-35.
Стремясь окончательно легализовать через изменение Основного закона вооружённые силы, крупный японский капитал преследует и экономические цели. Японские промышленные корпорации не прочь увеличить в структуре производства долю военно-промышленного комплекса, что должно дать толчок испытывающей сложности японской экономике, но это – особая тема.
Контролируя возрождение японской военной мощи, американцы в то же время дают понять, что Япония должна в большей степени сама обеспечивать свою оборону, не полагаясь на американский «ядерный зонтик» и не рассчитывая, что американцы будут гибнуть за японцев. В 2016 году в Токио были серьёзно обеспокоены призывами тогда ещё кандидата в президенты США Дональда Трампа к Японии и Южной Корее самостоятельно заботиться о своей безопасности, создав для этого своё ядерное оружие. Не по нраву японцам и требования президента Трампа увеличить расходы на содержание американских военных баз на японской территории.
Пониманию того, какие цели преследует Вашингтон, поощряя ремилитаризацию Японии, помогает опубликованная в американском Newsweek статья колумниста Гэвина Вакса, в которой утверждается, что конституционный запрет армии в Японии «потерял свою актуальность». Заметим, что в самой Японии этот запрет считается навязанным оккупационными властями США при составлении новой послевоенной конституции.
Теперь ситуация изменилась, утверждает Вакс. «Ремилитаризация Японии позволила бы Соединённым Штатам получить в Азиатско-Тихоокеанском регионе полноценного военного союзника, который в случае необходимости мог бы сдержать агрессию Китая, все больше наращивающего военную мощь». Newsweek пишет, что вывод американских войск с японской территории позволил бы избежать потерь жизней GI в случае конфликта с КНР. В настоящее время, сообщает автор статьи, на территории Японии находятся более 100 тысяч американских военнослужащих; больше половины из них размещены на Окинаве, где находится крупная военная база США. Эти американцы и могут стать жертвами китайских ракет, способных поразить военные базы США в Японии, отмечает Newsweek.
Есть в статье Гэвина Вакса и сомнительные утверждения. Подчёркивается, например, что сами японцы приветствовали бы появление в стране настоящей армии. Приводятся результаты социологических опросов, согласно которым около 90 процентов японских граждан поддерживают существующие в стране «силы самообороны». Вакс или не знает, или сознательно умалчивает о том, что большинство японцев видят в этих воинских формированиях в первую очередь силы МЧС, способные заниматься ликвидацией последствий стихийных бедствий. Что же касается согласия японцев с ремилитаризацией страны и предоставления японским вооружённым силам права ведения войн, то противников этого больше, чем сторонников. Именно поэтому Синдзо Абэ, несмотря на все его усилия, не может провести референдум по вопросу об изменения 9-й статьи конституции. Блокируют эти попытки и оппозиционные партии, и впитавшие дух пацифизма народные массы.
Возвращаясь к вопросу о ликвидации американских баз в Японии, выразим сомнение в том, что в обозримом будущем это возможно. Хотя усиление японских армии и флота, придание им большей значимости в рамках японо-американского военного союза позволило бы Пентагону сократить американское военное присутствие на Японских островах и произвести «экономию», совсем покинуть японский «непотопляемый авианосец» американские генералы и адмиралы не позволят.
Уход армии США из Японии и Южной Кореи ослабил бы напряжённость в Северо-Восточной Азии, но такой уход не предвидится. Поэтому рассуждения американской пропаганды о планах КНР «напасть» на Японию, а КНДР – «захватить» Южную Корею по-прежнему служат информационным обеспечением присутствия воинского контингента и стратегического наступательного оружия США на дальневосточных рубежах России.
Заглавное фото: REUTERS/Kim Kyung Hoon