На Нюрнбергском процессе евгеника была осуждена, но корни её остались не раскрытыми

На Нюрнбергском процессе евгеника была осуждена, но корни её остались нераскрытыми

Кем создавалось «учение» о «благоприятных» и «неблагоприятных» расах

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

75 лет назад в небольшом германском городке Нюрнберг открылся международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников. В выступлениях обвинителей и экспертов часто звучало слово «евгеника» – доктрина Третьего рейха, обосновывавшая уничтожение людей. Краеугольным камнем этой доктрины был тезис о делении человечества на высшие и низшие расы.

Гитлером и его единомышленниками к категории «низших» были отнесены и славяне, основная часть которых проживала на территории СССР. Большинство их подлежало уничтожению; оставшиеся должны были быть обращены в рабов представителей германской расы.

В Германии и раньше возникали представления о том, что немцы обладают особым духом, коего нет у других народов. На эту тему рассуждали богослов Иоганн Гердер (1744-1803), Иоганн Фихте (1762-1814). Однако они признавали наличие национального духа и у других народов, не пытаясь доказать, что германский дух – высший. Позднее тему национального духа продолжил французский писатель и социолог Жозеф Гобино (1816-1882), сформулировавший тезис о превосходстве арийской расы над другими расами и народами. Идеологом превосходства арийской расы был также Рихард Вагнер (1813-1883), который полагал, что героический германский дух порождён нордической кровью. Адольф Гитлер еще в юности был увлечён идеями арийского превосходства.

Однако Гитлеру и другим идеологам расового превосходства арийцев не хватало «естественно-научного» обоснования. И в этом им помогли англичане и американцы, насадившие в Германии в период между двумя мировыми войнами евгенику, которая стала «научной» основой геноцида, проводившегося Третьим рейхом.

В большинстве словарей евгеника определяется как учение о селекции применительно к человеку и о путях улучшения его наследственных свойств, призванное бороться с явлениями вырождения в генофонде человека.

Можно смело утверждать, что родиной евгеники является Англия. Её отцом-основателем является антрополог сэр Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина. В 1865 году он опубликовал статью «Наследственный талант и характер» (Hereditary Talent and Character), где изложил свои основные постулаты. Гальтон определял евгенику как научно-практическую деятельность по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по улучшению наследственности человека. Евгеника стала частью генетики, основателем которой считается Грегор Иоганн Мендель (1882-1884), австрийский биолог и ботаник, монах-августинец. Экспериментируя с семенами гороха разных сортов, Мендель показал, что, опираясь на определённые правила и математически выверенные соотношения, можно создавать новые сорта с заранее заданными свойствами. Другие европейские биологи подхватили идеи Менделя, введя понятия «хромосома» и «ген».

Гальтон был вдохновлён работой своего кузена Чарльза Дарвина, опубликовавшего в 1859 книгу «Происхождение видов». Полное название этой книги звучит красноречиво: «On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life» (О происхождении видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь). От это названия, подразумевающего, что в мире есть «благоприятные» расы, а есть «неблагоприятные», уже веет душком евгеники. Дарвин не сомневался, что самой «благоприятной» является раса англосаксов, и, видимо, у него были опасения, что «благоприятная» англосаксонская раса может исчезнуть или деградировать. В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он отмечал, что человек «мог бы кое-что сделать разумным отбором не только для физического сложения и наружности своих потомков, но и для развития их умственных и нравственных качеств» (Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дарвин Ч. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 5, с.655)

Установки Дарвина присутствовали у него на подсознательном уровне. Предки Чарльза были людьми идейными, и идейность их формировалась в масонских ложах. Отец Чарльза Роберт Дарвин, состоятельный врач и финансист, был масоном высокого градуса. Ещё более известным был дед Чарльза Эразм Дарвин (1731-1802), тоже масон, один из наиболее значимых деятелей британского Просвещения, натуралист, писатель, близкий друг отца-основателя США Бенджамина Франклина. Эразм Дарвин жил в то время, когда в Британии закладывалась идеология исключительности англосаксонской расы. Во многом это было обусловлено колониальной политикой Лондона, который, действуя через Британскую Ост-Индскую компанию, завоёвывал мир, формировал британскую колониальную империю.

Основные идеи того, что впоследствии стали называть дарвинизмом, дед Чарльза Дарвина изложил в своих трактатах, наиболее известный из которых «Зоономия, или Законы органической жизни» (1794). Католическая церковь внесла эту работу в список запрещённых книг.

В XVIII веке в Англии и в помине не было понятия «дарвинизм», но идеология социал-дарвинизма существовала. Основы её заложил Томас Мальтус (1766-1834), английский священник, демограф и экономист, член Лондонского королевского общества. Наибольшую известность Мальтусу принесла его книга «Опыт закона о народонаселении» (1798), где он возвестил, что человечеству грозит катастрофа, поскольку народонаселение растет в геометрической прогрессии, а производство продовольствия и других жизненно важных продуктов – в арифметической. Стихийные бедствия и эпидемии – «естественные» механизмы, которые смягчают дисбаланс, но этого недостаточно. Необходима сознательная регуляция численности населения. Для этого годятся даже войны, но ещё лучше, если бы люди занялись саморегуляцией (ограничением количества детей в семье), а власти управляли бы демографическими процессами. Во времена Чарльза Дарвина уже появилось неомальтузианство, и евгеника стала одним из инструментов его практической политики в ХХ веке.

Сам Чарльз Дарвин сомневался в успехе идей, которые он изложил в работе «Происхождение видов». Вот одно из его признаний такого рода: «В продолжение многих лет я собирал заметки о происхождении человека без всякого намерения опубликовать что-либо по этому вопросу, – скорее с намерением не выпускать моих заметок в свет, так как я полагал, что они могли бы только усилить предубеждения, существовавшие против моих взглядов» (Дарвин Ч. Указ. соч., с.133).

Версию о происхождении человека от обезьяны Дарвин называл «гипотезой». Однако тем, кто был заинтересован в уничтожении христианства, важно было сделать единственной и неоспоримой дарвиновскую версию, отвергавшую христианский догмат о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. И к концу XIX века обезьянья гипотеза Дарвина превратилась в «теорию». Немалая роль в этом принадлежала Томасу Хаксли (1825-1895), которого величали Бульдогом Дарвина. Масон, член, а затем президент Лондонского королевского общества Томас Хаксли, будучи фанатичным приверженцем обезьяньей гипотезы, многих заставил в неё поверить.

Потомство Томаса Хаксли тоже внесло вклад в продвижение дарвинизма. В первую очередь три его внука: Олдос Хаксли (1894-1963) – автор романа-антиутопии «О дивный новый мир» (1932), один из активных участников проекта ЦРУ «МК-Ультра» (продвижение наркотиков и идеологии «свободной любви» в Америке); Джулиан Хаксли (1887-1975) – биолог-эволюционист, автор синтетической теории эволюции, член Лондонского королевского общества, первый генеральный директор ЮНЕСКО, инициатор создания Всемирного фонда дикой природы; Эндрю Хаксли (1917-2012) – нейрофизиолог и биофизик, член Лондонского королевского общества, лауреат Нобелевской премии по разделу физиологии и медицины (1963).

Изучение взглядов представителей британской интеллектуальной элиты на эволюцию, естественный отбор и происхождение человека от обезьяны показывает, что они оперируют двумя версиями. Одна – для «внешних», другая – для «избранных». Для «внешних» – примерно та версия дарвинизма, которая преподавалась в советских школах. Мол, человек – продукт эволюции и произошёл от обезьяны. В процессе дальнейшего «естественного» отбора человек будет совершенствоваться; вмешиваться человеку в этот процесс не надо. А версия для «внутреннего пользования» совсем иная: существует, как учит евгеника, опасность деградации человека. Особой угрозой является утрата англосаксонской элитой признаков «высшей расы». Необходимо активное вмешательство в процессы формирования человеческих рас и народов. Евгеника – важнейший инструмент сознательного отбора.

В начале ХХ века евгеника завладела умами многих британских интеллектуалов – Герберта Уэллса, Бернарда Шоу, Бертрана Рассела, Хьюстона Чемберлена и др. Энциклопедия Британника издания 1911 года называла евгенику «естественным средством улучшения человеческой расы за счет мудрого применения законов наследственности». Евгенику с энтузиазмом поддерживал Уинстон Черчилль.

Ещё до начала Первой мировой войны евгеникой увлеклись политики Нового Света. Например, будущий 28-й президент США Вудро Вильсон. В Америке евгеника была не только идеологией, она там практически проводилась в жизнь. В виде насильственной стерилизации людей (ей подверглось несколько десятков тысяч человек), запретов на смешанные браки, введения запретов на иммиграцию людей с определенными этническими и генетическими признаками и т. п. Если Британия была лабораторией, в которой формировалась евгеника, то Америка стала испытательным полигоном, где «научные» рекомендации претворялись в жизнь. В 20-30-е годы на федеральном уровне и в большинстве штатов США были приняты евгенические законы. Последние из них были отменены только в середине 1960-х годов.

А в полной мере евгеника себя проявила в Германии в годы Второй мировой войны. Англосаксонский мир загодя вооружил Германию идеями и практическими инструментами евгеники. О том, как англичане и американцы передавали свой опыт в области евгеники Третьему рейху, расскажу отдельно.

Сейчас отмечу только, что на Нюрнбергском процессе нацистские преступники, проводившие геноцид под флагом евгеники, были осуждены, однако американские и британские «специалисты», которые готовили этот геноцид, оказались за кадром. Евгеника успешно пережила Нюрнбергский процесс, но это название исчезло, вместо него проявились другие названия – «генная инженерия», «генетическая коррекция», «генетическое конструирование». А лидером этого направления по-прежнему является англосаксонский мир.