Михаил Саакашвили, назначенный в мае главой Исполнительного комитета реформ Украины (ИКРУ), всё больше напоминает троянского коня: его непрерывные скандальные заявления по поводу Грузии неизменно заканчиваются вызовом на ковёр посла Украины в Тбилиси.
А тут ещё снова, как при Порошенко, Михо взялся за перестройку Украины. Глава МИД Дмитрий Кулеба в сердцах заявил: «Дисбаланс в чем: частное лицо выступает, а государство за это, извините, отгребает. Рассчитываем на стабилизацию отношений и устранение этого раздражителя».
Созданный при Порошенко Национальный совет реформ – это консультативно-совещательный орган при президенте. А ИКРУ – вспомогательный орган при президенте, без всяких полномочий. Это синекура, состоящая из двух человек (Саакашвили и его заместитель), не имеющих статус госслужащих. Заявлять глава ИКРУ Саакашвили может что угодно, но никакой ответственности за свои слова не несёт.
Для чего понадобился Саакашвили Зеленскому? Бывший президент Грузии – своеобразный подарок Украине от американских кураторов. И президенту Зеленскому невозможно от подарка отказаться. После того как в 2013 году Саакашвили потерял пост президента Грузии и сбежал на Украину, против него на родине были возбуждены уголовные дела. Обвинения серьёзные: превышение служебных полномочий (убийство Сандро Гиргвлиани в 2006 году; разгон акции протеста 7 ноября 2007 года; изъятие собственности у учредителя телекомпании «Имеди»); избиение депутата Валерия Гелашвили; растрата 9 млн. лари (2,9 млн. евро) бюджетных средств на личные нужды. В 2018 году тбилисский горсуд заочно приговорил Михо к трём годам тюрьмы за злоупотребление властью (в 2009 году Саакашвили незаконно помиловал четырёх полицейских, осуждённых за убийство банкира). Одним словом, на родине Саакашвили – уголовник.
А на Украине его приняли с распростёртыми объятиями. В придачу Киев получил грузинский десант неистовых реформаторов, о которых сегодня в Киеве предпочитают не вспоминать.
Саакашвили, лишённый грузинского гражданства и получивший украинское, сначала работал советником Порошенко, а в мае 2015 года лишенец занял пост председателя Одесской облгосадминистрации. Ну а после того, как Арсен Аваков швырнул в него на заседании правительства стакан с водой, а Арсений Яценюк обозвал «гастролёром» и потребовал «убираться из Украины», стало ясно, что украинская карьера грузина не состоится.
Затем Михо создал «Рух новых сил» и начал публично критиковать Порошенко. Тогда его лишили и украинского гражданства, обвинили в содействии участникам преступных организаций, а в 2018 году депортировали в Польшу. До 2021 года ему был запрещён въезд на территорию Украины.
Однако в мае 2019 года Зеленский вернул ему украинское гражданство. Эксперты назвали этот шаг «боевым дельфином» новоизбранного президента против Порошенко, поскольку американцам в качестве кандидата на возвращение в Грузию Саакашвили был уже не нужен. Однако не разбрасываться же Вашингтону такими кадрами? И требование возвращения Саакашвили на Украину было предъявлено Киеву как одно из условий получения очередного транша МВФ.
Зеленский долго размышлял, куда пристроить американский «подарок» (Грузия при Порошенко дважды требовала от Украины экстрадиции своего бывшего президента, но получала отказ). Остановился на такой синекуре, как должность главы Исполнительного комитета реформ. И всё равно получил головную боль.
Михо – человек неуёмный. В июле он заявил о подготовке «революционной судебной реформы». По его словам, это будет «фундаментальный передел всего». Ещё заявил о целесообразности включения иностранных судей в Верховный суд Украины. Совет судей Украины возмутился и ответил, что из-за радикальных реформ в судебной системе и «образовался катастрофический кадровый голод». Судьи обвинили Саакашвили в некомпетентности, в «непонимании насущных проблем судебной власти» и в «подрыве конституционных основ разделения властей».
Понять судей можно. На Украине остаются вакантными 1159 судейских должностей, работа судов в ряде областей заблокирована, многие из–за чрезмерной нагрузки уходят в отставку. А американский протеже рассказывает, чего требуют от Киева из–за океана: введения иностранцев в Верховный суд, в Высшую квалификационную комиссию судей и в Высший совет правосудия. Учитывая, что в наблюдательных советах украинских государственных компаний – сплошь иностранцы, получающие заоблачные зарплаты, понятно, к чему всё идёт.
Однако проведение судебной реформы записано в меморандуме с МВФ. Поэтому Украина всё равно получит такой суд, какой ей укажут. Так что возмущаются украинские судьи бесполезно.