В майдан у себя в стране белорусский официоз очень долго не верил и, более того, категорически отвергал саму возможность развития ситуации по украинскому варианту. Однако случилось то, что и должно было случиться. Как и на Украине, уступки националистически настроенной оппозиции привели к тому, что националисты окрепли, нагуляли жирок на антироссийских акциях, которые в конце 2019 года белорусская власть использовала как инструмент давления на Москву в переговорах.
Митинг противников углублённой интеграции Белоруссии с Россией в Минске, 2019 год
Минск тогда не только позволил уличные шествия противников интеграции в рамках Союзного государства РФ и РБ, но и негласно их «возглавил»: министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей даже заявил на фоне протестов с антироссийскими лозунгами, что участие страны в тех или иных союзах – это вопрос референдума и если у общества возникнет на такой референдум запрос, он будет проведён.
Напомним также, что митинги «контра» были, а митингов «про» не было, более того, официальный Минск допустил ситуацию, когда в пользу укрепления союзнических связей с Россией на улицу выходили одиночки, создавая тем самым картинку (для Москвы), что тема эта крайне непопулярна у белорусов. Так что же теперь удивляться технологии «ЯМы 97%», призванной укрепить в обществе мысль, что у президента Белоруссии ничтожный рейтинг 3%? Это совершенно не соответствует действительности, как не соответствовали действительности антиинтеграционные и антироссийские настроения народа Белоруссии. Однако ведь именно их подпитывала власть: и информационно, став на путь постоянной критики (порой недопустимой) в адрес России, и на деле – вспомним и уголовное преследование публицистов, активно выступавших за упрочение союзнических связей, и откровенно недружественное по отношению к РФ сборище «Минский диалог», и разворот в сторону так называемой политики многовекторности. Всё это сыграло с белорусским президентом злую шутку именно сейчас, на президентских выборах, и поставило его перед угрозой того самого майдана («плошчи»), вероятность которого ещё несколько месяцев назад считалась мизерной.
Предвыборные акции протеста в Белоруссии
Теперь, за считаные дни до президентских выборов, которые в Белоруссии пройдут 9 августа, Лукашенко допускает, что «для наведения порядка» может быть задействован военный спецназ, в частности 5-я отдельная бригада специального назначения, которая дислоцируется в городке Марьина Горка. На днях президент встречался с военнослужащими этой бригады вместе с Госсекретарём Совета безопасности РБ, и разговор был как раз о майданах. «На майдан, если своих «майданутых» нет, их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты, которые специально готовятся по всему миру и зарабатывают большие деньги на провокациях в тех или иных государствах», – сказал Александр Лукашенко, а Андрей Равков отметил, что полномасштабная война начинается «с внутренних вооружённых конфликтов, цветных революций, может быть, инспирированных извне, как это было в тех конфликтах, которые мы изучали».
Эта встреча и слова руководителей республики, адресованные спецназовцам, означают, что ситуация в стране очень серьёзная и через несколько дней может в полный рост встать вопрос о защите конституционного строя (бунтующие оппозиционеры ставят своей задачей его слом и возвращение к Конституции 1994 года).
Ситуация развивается именно по украинскому сценарию с той только разницей, что Лукашенко – не Янукович. Однако и его удалось загнать в заранее расставленные ловушки, причём используя напряжённость в отношениях с РФ, которая из чисто деловой сферы переместилась в политическую и выплеснулась на улицу. Те самые люди, которые полгода назад бродили по Минску с лозунгами «Ніякай інтэграцыі ў адносінах з імперыяй», «Хватит плясать под московский бит» и даже «Расея – эта вайна!», сегодня разыгрывают спектакль «Саша 3%». Те самые люди, на националистические выходки которых власть закрывала глаза, сегодня присвоили себе право представлять большинство белорусов и добиваться не только смещения Лукашенко с поста президента Белоруссии, но и возвращения страны в «долукашенковский» период, под БЧБ-знамёна и с законодательством, утверждающим белорусский язык в качестве единственного государственного.
Бунтующее меньшинство называет себя большинством
Не стоит гадать, откуда «извне» это инспирировано, хотя одна из ловушек для Лукашенко состояла именно в том, чтобы обвинить во вмешательстве в белорусские выборы Российскую Федерацию. Казалось бы, полный сюрреализм – для чего России под боком уменьшенная копия нынешней Украины? Однако, как ни странно, околовластный пул белорусских журналистов и экспертов подхватил идею «российского вмешательства», отметился в этом и председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, супруг пресс-секретаря президента Белоруссии Натальи Эйсмонт. Он обещал обнародовать «серьёзные факты», доказывающие «вмешательство иностранного государства в белорусские внутренние дела» (подразумевалось, что речь идёт о России).
Вообще, работа информационного окружения Лукашенко вызывает как минимум недоумение: эта команда с превеликим усердием собирала для президента «доказательства» российского влияния на выборы, но разжигание майдана такими СМИ, как «Радыё Свабода», «Белсат», NEXTA не вызывало пристального интереса президентской пресс-службы. Итог закономерен: ещё одна ловушка в «игре с Лукой» захлопнулась и теперь Александр Григорьевич в глазах Запада – враг «демократической прессы». Днями он потребовал выдворить из страны СМИ, способствующие раскачке протестов. «Да и в правительстве у нас, министерстве иностранных дел все сидят, ждут команды президента. Что это за отношение к стране? BBC, «Свобода», «Свободная Европа» и так далее, стримы эти… Я уже не говорю о тенденциозе, они же призывают к массовым беспорядкам. Почему вы это терпите? Вы же их аккредитовали здесь», – возмутился Лукашенко и приказал главе МИД не ждать «никакого конца электоральной кампании, выдворяйте отсюда, если они не соблюдают наши законы и зовут людей на майданы».
Это был первый столь мощный залп критики в адрес Владимира Макея, который, кстати, ровно месяц назад заявлял, что у него нет намерения лишать аккредитации «Радыё Свабода» и другие иностранные СМИ. При этом министр сослался на пресс-секретаря, который «ведёт все эти вопросы и всегда докладывает мне какие-то горячие новости»: дескать, «пока он не докладывал о том, что есть желание лишить кого-то аккредитации». Кого имел в виду Макей – пресс-секретаря МИД Анатолия Глаза или пресс-секретаря президента Наталью Эйсмонт, сказать сложно, но создаётся впечатление, что в Белоруссии – заговор пресс-секретарей, которым слепо верят и министры, и президент. Выходит, пресс-секретари и довели страну до майдана? Конечно, и их вклад в это есть, но с иностранными СМИ работал МИД, Макей не мог не знать о подрывной деятельности в Белоруссии того же «Радыё Свабода», главную страницу которого в социальных сетях долгое время «украшало» фото митинга под лозунгом «Ніякай інтэграцыі», однако министра это, похоже, устраивало. Вписывалось в политику многовекторности, так сказать.
Теперь, разумеется, «Радыё Свабода» устами управляющей Дейзи Синделар отвечает на инициативу президента РБ о выдворении дерзко: «Выдвигая эти обвинения, Лукашенко пытается демонизировать и исказить роль независимых СМИ в Беларуси, сообщающих о полном спектре событий, связанных с выборами президента 9 августа. Мы твёрдо намерены продолжать нашу важную работу для народа Беларуси и осуждаем использование официальными лицами необдуманной риторики и угроз, которые ставят под удар наших журналистов».
Дейзи Синделар отождествляет с белорусским народом участников акции «ЯМы 97%»
«Народ Беларуси» – это те самые «ЯМы 97%», выступающие против Трёхпроцентого, такую картинку в течение нескольких месяцев на глазах у представителей белорусской верхушки, у МИД, у всесильных пресс-секретарей сложили «независимые СМИ». За раскруткой темы мифической «российской угрозы» власти и их информационная обслуга упустили ситуацию (не исключено, что в окружении Лукашенко есть заинтересованные в этом лица), и попытки президента исправить её за несколько дней до голосования уже не окажут должного влияния на организацию майдана – эта организация вышла на финишную прямую.
В Майами тоже 97%
Главная задача протестов – делегитимизировать выборы, отсюда и сказки про 3% Александра Лукашенко. А поскольку президента РБ подставили и с социологией (результаты опросов общественного мнения появились только в разгар выборной кампании, когда миф про 3% уже был раскручен), то результаты голосования не будут восприняты «западными партнёрами» Беларуси. То есть новый президентский срок Александр Лукашенко начнёт в слабой позиции «нелегитимного» президента, позволяющей раскачивать страну и дальше. Западу это даже удобнее, чем избавляться от Лукашенко именно сейчас. Трёхпроцентный президент – эта технология позволит трясти страну протестами и всё больше раскалывать элиту.
«Под видом демократии реально готовятся мятежи, бунты, погромы и силовой захват власти. А белорусский народ этого не хочет, не приемлет, не принимает», – неожиданно жёстко пишет государственная газета «СБ. Беларусь сегодня». Слова про белорусский народ правильные, вот только очень запоздалые. «Белорусским народом» сегодня себя называют «ЯМы 97%», и именно в их лице Запад видит «белорусский народ», и именно его поддерживает на акциях в очень далёких от Белоруссии американских, канадских, австралийских городах и весях. И в тех, что поближе, – европейских. Свежие митинги в поддержку антилукашенковской оппозиции прошли в Сан-Диего, Ватикане и Вене.
«Радыё Свабода» забрасывает белорусов сотнями фото о «митингах солидарности» по всему миру – на этот раз в Ватикане, Вене и Сан-Диего
«Белчервонабелыя» остались в нашем обществе маргинальным мизером», – утверждает «СБ». Однако картинка массовых протестов под БЧБ-знамёнами уже создана, теперь это – данность. Президентская информационная рать и чиновники, отвечающие за государственную политику в сфере информации, безнадёжно отстали от времени, растрачивая его на поиски мнимого «российского влияния» (эту затею, к слову, не оставили до сей поры).
Кандидат в президенты Светлана Тихановская обещает в качестве президента устроить через полгода новые «честные выборы» и одновременно провести референдум за возврат к Конституции 1994 года
К завершающему этапу избирательной кампании в Беларуси у оппозиции появился явный лидер – Светлана Тихановская, супруга арестованного блогера Сергея Тихановского, автора и ведущего YouTube-канала «Страна для жизни» (созданного в марте 2019 года). С Тихановской объединили усилия координатор штаба Виктора Бабарико Мария Колесникова и жена Валерия Цепкало Вероника (оба кандидата сняты с выборов). Цель триумвирата – «смена режима». В программе Тихановской указана главная цель её похода в президенты: «...не ради должности, а для того, чтобы вернуть вам право выбора». Полгода после вступления в должность она собирается заниматься организацией «честных и свободных» выборов, а также обещает назначить референдум по вопросу о возвращении к Конституции 1994 года. Всё остальное в программе очерчено в нескольких общих предложениях по принципу «за всё хорошее против всего плохого».
Вероника Цепкало, Светлана Тихановская, Мария Колесникова против Лукашенко
Иначе говоря, у оппозиции две основные задачи – отстранить от власти Лукашенко и перезапустить белорусскую независимость через возвращение страны к начальному её этапу, в 90-е годы. Эта независимость не предполагает ни тесных отношений с Россией, ни русского языка, ни всей той социальной базы, которая создана в Белоруссии в годы правления Лукашенко. Только ослеплённый политическими технологиями, которые используются в РБ, не видит, что за красивым названием «Страна для жизни» скрывается тот же хаос, что творится последние шесть лет на Украине.
Удивительно, с каким рвением окружение Лукашенко ищет и в этом насквозь антироссийском сценарии «вмешательство России». Точнее, сценаристы белорусского майдана умело подсовывают эту тему, а придворные журналисты, аналитики и приближённые к Лукашенко лица отыгрывают свои роли в спектакле – кто-то не в силах понять сложную «игру с Лукой», иные же сознательно поддерживают авторов этой игры.