То, что больше всех из-за переизбрания Александра Лукашенко будет суетиться Польша, было ясно с самого начала. Однако в августе 2020 года Речь Посполитая превзошла саму себя.
10 августа польский премьер Матеуш Моравецкий забыл о своей стране, о коронавирусе, хотя ежедневно в Польше прибавляется по 700-800 новых заболевших; весь день он занимался Белоруссией: собирал совещания с министрами, звонил председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, главе Европейского совета Шарлю Мишелю, настаивал на проведении экстренного саммита Евросоюза. Саммит состоится в сентябре, и на нём обсудят «белорусский вопрос» – так ответили польскому премьеру в Брюсселе.
Матеуш Моравецкий. Фото: gov.pl/web/premier
Президент Польши Анджей Дуда и президент Литвы Гитанас Науседа выпустили обращение к белорусским властям, требуя «уважать демократические стандарты» и «воздерживаться от насилия». Минску обещали поддержку «на пути к углублению ее отношений с единой европейской семьей». Поздравлений по случаю избрания Лукашенко ни в Варшаве, ни в Вильнюсе не было.
Серьёзное давление на Белоруссию оказывается по линии МИД Польши. Польский МИД выпустил заявление, в котором говорилось о недопустимости «жёсткой реакции сил правопорядка» на протесты. Бурную деятельность развил глава ведомства Яцек Чапутович. Министры иностранных дел стран свежеиспечённого «Люблинского треугольника» (Польша, Литва, Украина) призвали освободить всех арестованных в Белоруссии и отказаться от применения силы. 11 августа Чапутович улетел в Ригу, там он обсуждал Белоруссию с главами МИД Латвии, Эстонии и Финляндии. Затем глава польской дипломатии пригрозил Минску неминуемыми санкциями ЕС. Чапутович заявил также, что польские НПО имеют право контактировать с «гражданским обществом» Белоруссии; факты связей белорусской оппозиции с её заграничными кураторами не скрываются.
Вообще, вовлечённость Польши в белорусские события проявляется в эти дни очень ярко. 10 августа с утра до ночи на информационном канале TVN24 крутили сюжет, озаглавленный так: «Впервые в жизни хотела проголосовать, и мне это не удалось. Белоруска плачет перед камерой». В кадре рыдала юная блондинка, которая не смогла попасть на избирательный участок. Дело было в Бяле-Подляской, девушка очень хорошо говорила по-польски, как и прочие герои сюжета TVN, якобы простоявшие весь день в очереди у консульства РБ и не сумевшие отдать голос за Тихановскую. Так польские СМИ подают образ народа Белоруссии.
Её страдания польские телезрители могли лицезреть целый день. Фото: tvn24.pl
По-прежнему призывает жителей Белоруссии выходить на улицы блогер NEXTA (Степан Путило), вещающий из Польши и работающий за польские государственные деньги. У журналистов нарасхват Агнешка Ромашевская-Гузы – создатель и директор спутникового телеканала «Белсат», работающего на русском и белорусском языках. Ромашевская – человек, влияющий на формирование восточной политики Польши. В одном из интервью она заявила, что с первыми августовскими акциями протеста Лукашенко справится, но ничего не сможет сделать с волной более широких выступлений, которые впереди.
Агнешка Ромашевская-Гузы. Фото: polsatnews.pl
И едва ли не самое главное: Варшава предлагает сейчас Минску организовать круглый стол между властью и оппозицией по образцу созданного в 1989 году в социалистической ПНР. Тогда благодаря круглому столу был легализован нелегальный профсоюз «Солидарность», были назначены многопартийные выборы, и постепенно нити управления Польшей перешли из рук генерала Войцеха Ярузельского в руки Леха Валенсы и других борцов с «тоталитарным режимом». Круглый стол в Белоруссии – аналогичный сценарий.
Выступая в студии канала Polsat News, заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский заявил, что кризис в Белоруссии приведёт её к сближению с Россией, а это – угроза Евросоюзу. На вопрос, может ли Польша стать посредником на белорусском круглом столе, замминистра ответил: «Польша – естественный кандидат на эту роль». Идею поддержал Яцек Чапутович, выступая в Риге, он заявил: «…если бы власть в Минске согласилась или попросила, мы могли бы сыграть роль посредника в таких внутренних переговорах. Без обсуждения с белорусским обществом об изменениях в стране трудно себе представить позитивный выход из положения». («Мы» – это Польша, Литва и Украина).
11 августа к голосам, призывающим белорусов на круглый стол, присоединились три бывших польских президента – Лех Валенса, Александр Квасневский и Бронислав Коморовский. Не осталась в стороне и католическая церковь Белоруссии, тесно связанная с Варшавой. «Чтобы быстро преодолеть кризис в обществе и остановить насилие, предлагаю немедленно созвать специальный круглый стол…» – призвал архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Фото: catholic.by
Суфлируют полякам из-за океана. 10 августа в польских СМИ появилось интервью Тимоти Снайдера, члена американского Совета по международным отношениям, которого считают специалистам по проблемам Украины, Белоруссии, Литвы, Польши и России. Снайдер подчеркнул, что Лукашенко способен пойти по пути Ярузельского, то есть подготовить передачу власти белорусскому «Леху Валенсе». При этом, полагает Снайдер, Россия не в состоянии серьёзно вмешаться в ситуацию в Белоруссии.
Впрочем, единого мнения на этот счёт у польских экспертов нет. Витольд Ващиковский ожидает, что Москва может устроить переворот в Белоруссии. Агнешка Ромашевская предрекает неминуемый крах режима Лукашенко. Адам Эберхардт, директор варшавского Центра восточных исследований, считает, что в Белоруссии повторение украинских событий 2014 года и чего-то подобного «крымскому сценарию» невозможно: у Кремля, мол, и без этого достаточно инструментов влияния на Минск. Анна Мария Дынер из Польского института по международным делам, говорит: «Революции в Беларуси в ближайшее время не будет. Белорусская оппозиция очень разобщена».
Сближает эти мнения то, что в Польше обсуждают не перспективы развития Белоруссии, а уход президента Лукашенко. Организацией политических похорон белорусского лидера должен заняться круглый стол по польскому образцу.