Эти слова Витаутаса Ландсбергиса прозвучали в Вильнюсе 23 августа в день солидарности с белорусскими протестующими. Перед началом акции «Путь свободы» было сделано много заявлений в поддержку добивающихся его свержения Лукашенко, но Ландсбергис своим призывом к человеческим жертвам затмил всех:
«У них уже есть жертвы, но свобода может потребовать больших. Многие безосновательно утверждают, что, если кто-то погибнет, это станет большой трагедией. Большая трагедия – когда гибнут десятки тысяч… Мы их чтим, вспоминаем, но совсем не думаем, что было бы лучше, если бы вовсе не было десяти погибших… Если идём на борьбу, борьба иной раз требует жертв».
Призывы Ландсбергиса к человеческим жертвоприношениям можно было бы списать на возраст – 18 октября ему исполнится 88 лет, но дело в другом. Литва вообще энергичнее всех стран-членов ЕС / НАТО подталкивает белорусскую оппозицию к государственному перевороту. Ландсбергис провоцирует глав европейских государств: «Они боятся Путина. Они ещё не получили сигнала [из Кремля], они не самостоятельны, к сожалению. Европа стала уязвимым регионом, который мирится с императором. Это очень прискорбно».
Чтобы понять, откуда всё идёт, надо сделать небольшой экскурс в историю. Ландсбергис – поклонник послевоенных «лесных братьев» и литовского подполья. Он хорошо знает, что в зону ответственности бывшего полковника литовской армии Юозаса Виткуса по кличке Казимерайтис входили белорусские земли – Сопоцкинский и Радуньский районы Гродненской области, Островецкий, Свирский, Молодечненской, Видзовский районы Полоцкой области Белорусской ССР.
Наследники национал-коллаборационистов и военных преступников. Фото:gazeta.ru ursa-tm.ru
Задачей «лесных братьев» являлась борьба с «коммунистическим, большевистским духом и деятельностью, вредной для литовского народа». Необходимо было разоблачать «предателей», применяя к ним меры возмездия. К «предателям» относились представители советской власти и просто сочувствующие. Главной формой деятельности литовского подполья стал террор.
Велик список преступлений «лесных братьев» на белорусской земле. В декабре 1949 года литовские боевики совершили теракт в отношении председателя Заболотского сельсовета Г. Юшкевича, убийство семьи С. Воловицкой на хуторе Новая Пеляса, сожгли дом депутата сельсовета И. Коляды в деревне Свентоянск Гродненского района. В январе 1950 года «лесные братья» под командованием С. Явайшиса по кличке Гражолис-Красавчик совершили теракт над депутатом сельсовета Мелюшем в деревне Перовцы Радунского района.
Во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов литовское антисоветское подполье на территории Белоруссии было построено на принципах глубокой конспирации. Влияние литовского подполья в западных районах БССР было даже более ощутимым, чем деятельность польской АК. «Действия «лесных братьев» носили не только антисоветский, но и антибелорусский характер. Основным итогом борьбы литовского антисоветского подполья для белорусов является не укрепление их национально-государственной идентичности, а многочисленные теракты в отношении представителей не только советской власти, но и мирных жителей БССР. Террористы и экстремисты не могут быть оправданы и героизированы в Беларуси, даже если это становится новомодным трендом европейской политики памяти», – пишет белорусский публицист Игорь Валаханович.
В Белоруссии «новомодный тренд» сейчас проявляет себя вполне. В Литве бывшие президенты Валдас Адамкус, Даля Грибаускайте, действующий президент Гитанас Науседа требуют оказать помощь «братьям-белорусам», задыхающимся под давлением «преступного режима последнего диктатора Европы».
К моменту освобождения Белорусской ССР от немецко-фашистской оккупации на её территории действовали около 35 тысяч членов различных коллаборационистских партий, организаций и вооружённых формирований: Белорусская независимая партия (БНП), Союз белорусской молодёжи (СБМ), Белорусская краевая оборона (БКО), Белорусская народная самопомощь (БНС) и другие. Кто-то из бывших антикоммунистов благополучно дожил до сегодняшних дней, подросли и возмужали их идейные наследники.
«Смерть извергам рода человеческого! Партизаны! Подпольщики! Стойте на страже своего дела! Храните в себе священную ненависть к коммунизму, уродующему и развращающему человечество. Бейте сталинских шакалов! Молодежь! Не теряй совести, борись против слепо верующих в обман коммунизма, возглавляемого христопредателями-Иудами. Они хотят всех нас распластать на пятиконечной звезде. К оружию! Не бойтесь жертв и мук! Вперед к светлому будущему! Ваши братья». Более тысячи таких листовок появились в декабре 1949 года в белорусской Сморгони и окрестных деревнях. Их распространяли участники сморгонской подпольной группы, руководил которой Ростислав Лапицкий. В Гомельской тюрьме, где он отбывал наказание, Лапицкий свёл знакомство с агентом Дальвитцкой разведшколы Константином Шишеей, которого в 1944 году арестовали после неудачного десанта на территорию Белоруссии в составе группы нацистского преступника белоруса Михася Витушко.
Историю отменить нельзя. Фото: fishki.net
Школа абвера в восточно-прусском городке Дальвитц стала кузницей диверсантов из числа белорусских националистов. Руководитель Белорусской центральной рады (БЦР) Радослав Островский отвечал перед нацистскими властями за комплектование школы кадрами. Так появился составленный из белорусов специальный батальон «Дальвитц» численностью около 200 человек. Общее руководство школой осуществляли офицеры немецкой разведки. Заместителями были руководитель БНП и агент абвера с 1940 года Всеволод Родько и бывший командир батальона БКО Борис Рогуля.
В 2000-е годы «альтернативная» белорусская история получила новую подпитку. Без портретов национал-коллаборациониста Михася Витушко не обходится ни одно сборище белорусской «патриотически настроенной молодёжи». Среди «хоругвей» – портрет Геннадия Казака, который на территории Барановичской области создал военизированную подпольную организацию «Союз освобождения Беларуси». Его основной целью объявлялось создание «белорусского национального государства», а одной из форм подпольной борьбы признавался террор. Молодёжь не только пела, танцевала, изучала «настоящую» белорусскую историю», но и занималась военной подготовкой. «Эта национал-коллаборационистская организация готовила кадры для гражданской оккупационной администрации и для вспомогательных националистических военных формирований».
На стороне украинских карательных батальонов. Фото: iarex.ru
Антисоветских активистов на Западе никогда не забывали. В 2008 году «Радые Свабода» (на белорусском языке) разместило материал «Расьціслаў Лапіцкі – герой будучай Беларусі» (к 80-летию со дня рождения). Сегодня портрет «героя будущей Беларуси» – в руках его поклонников, которые вынесли на улицы и фотографии других преступников – Василия Супруна из Слонима, террористов из Несвижа Ивана Романчука, Николая Демуха, Бронислава Буко, немецкого агента Евгения Жихаря с послужным списком в 23 теракта. Никто из них не реабилитирован, хотя в 1991-м, в 2000-х годах «патрыотами» в Белоруссии такие попытки предпринимались.
Чтобы правильно оценить происходящее в Белоруссии, надо знать, что идейно-политическую основу организаций, которые раскачивают белорусское общество, подготовили молодёжные пронацистские формирования. Их идеи, выраженные в листовках, которые подпольщики из Сморгони распространяли в 1949 году, работают сегодня.
Заглавное фото: Витаутас Ландсбергис, 23 августа 2020 года, ekspertai.eu