Белорусская католическая церковь (БКЦ) обвинила Минск в преследованиях после того, как белорусские пограничники не пустили в страну возвращавшегося из Польши главу белорусских католиков митрополита Минско-Могилёвского, архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
А католическая пресса Белоруссии уравняла ситуацию с Кондрусевичем с гонениями на ветхозаветных пророков. Возбудились и Вашингтоне, где в последнее время стали много заниматься религиозными вопросами. Госсекретарь Майк Помпео потребовал от Минска впустить «пророка» обратно в Белоруссию, «чтобы он мог соединиться со своей паствой во время продолжающихся протестов».
Тадеуш Кондрусевич. Фото: catholicnewsagency.com
Заместитель Кондрусевича, генеральный викарий Минско-Могилёвской епархии Юрий Кособуцкий в интервью местной католической прессе заявил: «Очевидно, что на Католическую церковь в Белоруссии пробуют оказывать давление, а значит, происходит преследование церкви, хотя про это никто открыто не говорит».
С началом уличных протестов в Белоруссии отношения БКЦ с официальным Минском, действительно, обострились. Причина – чересчур активное вмешательство католиков в политические процессы в стране, где 82,5% населения составляют православные. В то же время 15%-ное католическое меньшинство составляет ядро белорусской оппозиции и выступает инициатором политической дестабилизации.
Выборы президента Белоруссии состоялись 9 августа, и уже через два дня Кондрусевич призвал власти сесть за стол переговоров с уличными бунтарями, т. е. признать их политически равноправными с государством. А через пять дней обратился с открытым письмом к Александру Лукашенко, призвав «незамедлительно освободить всех задержанных на мирных акциях невинных граждан». Для пострадавших сотрудников ОМОН и сторонников президента христианской любви католического иерарха не хватило.
По согласованию с Кондрусевичем с аналогичными заявлениями выступили епископы всех диоцезов Белоруссии, объявив, по сути, мобилизацию католической паствы для противостояния государственным органам.
При этом главный викарий Кособуцкий с деланным изумлением восклицает: «О какой политике речь? Наш митрополит не поддерживал никого из кандидатов до выборов и после них, не делал никаких политических заявлений, а только призывал к честности… прекращению насилия и диалогу. Все его действия и высказывания находятся в рамках социального учения католической церкви и действующего законодательства Республики Беларусь».
У белорусских спецслужб другое мнение. По их данным, Кондрусевич ездил в Польшу вовсе не для участия в церковных мероприятиях, а для получения дальнейших инструкций от своих кураторов в Варшаве. Сейчас проверяется информация о наличии у Кондрусевича второго гражданства (вероятно, польского).
До этого Кондрусевич успел выразить сожаление отсутствием явного лидера у оппозиции, организовать молитвенные визиты ксёндзов под стены СИЗО для поддержки задержанных, выразить надежду на посредническую роль Польши и обратиться к польским властям за помощью для протестующих, посоветовав оказывать её через католическую организацию Caritas («Милосердие»). Такую помощь, как благотворительную, сложнее отследить и доказать её политическую причину.
Польская католическая церковь уже объявила сбор финансовых средств для БКЦ через организацию «Помощь костёлу на Востоке» (Pomoc Kościołowi na Wschodzie) при Конференции епископата Польши. Банковские реквизиты размещены на официальной странице Католического информационного агентства (KAI) с комментарием, что католические костёлы в Белоруссии «активно вовлечены в оказание помощи преследуемым».
Союзником БКЦ в её противостоянии с официальным Минском выступают украинские униаты. 14 августа Кондрусевич получил письмо поддержки от главы УГКЦ Святослава Шевчука, где главный украинский униат, призывающий не прекращать войны против Донбасса, выразил убеждённость в присутствии на улицах и площадях белорусских городов в помощь протестующим Самого Господа. Фарисейство украинского главуниата не знает границ.
Кондрусевич не может не знать, что УГКЦ ответственна за культ гитлеровских пособников – Бандеры, Шухевича, карателей дивизии СС «Галичина» и запрещённой в России ОУН-УПА*, но он ни разу не осудил эту человеконенавистническую идеологию. Тут главный пастырь белорусских католиков абсолютно слеп и глух.
БКЦ жалуется на притеснения со стороны властей, но своим поведением заведомо сводит на нет возможность нормализации отношений. Идеологическим резервом БКЦ выступают 400-тысячное польское меньшинство и Союз поляков в Белоруссии Анжелики Борыс. Организация учреждена в 1988 г., первоначально называлась «Культурно-просветительское общество им. Адама Мицкевича». По замыслу тогдашнего республиканского руководства, должна была стать отделением Общества советско-польской дружбы, но с распадом СССР и переходом Польши на русофобские рельсы превратилась в агента влияния Варшавы.
Союз располагает несколькими десятками т. н. Польских домов (Dom Polski), выполняющих роль региональных центров польской культуры, и почти сотней аффилированных польских спортивных, скаутских, творческих и кульутрно-просветительских организаций. Их материальная база и управленческая инфраструктура – в распоряжении белорусской оппозиции.
Противостояния БКЦ и официального Минска происходит и на историческом фронте. Католические ксёндзы – завсегдатаи проводимых Союзом поляков мемориальных мероприятий в честь орудовавших на территории Белоруссии польских повстанцев XVIII-XIX вв. и боевиков Армии Крайовой. Ксёндзы освящают их знамёна и оправдывают их преступления против белорусов тем, что они боролись за польскую землю, занижают вклад Красной армии и белорусских партизан в освобождение республики от немецко-фашистских захватчиков.
БКЦ добровольно превратилась в инициатора политического и конфессионального раскола белорусского общества, и в её сегодняшнем положении никто не виноват, кроме неё самой.
Заглавное фото: anews.com