В день 75-й годовщины подписания милитаристской Японией Акта о безоговорочной капитуляции и окончания Второй мировой войны бывший президент и председатель правительства РФ, ныне заместитель руководителя Совбеза РФ Дмитрий Медведев рассказал, что впервые поехал на Курилы, чтобы ответить на негибкую позицию Японии. «Я в 2010 году в первый раз приехал в качестве президента на территорию Сахалинской области и на Курилы. Это довольно интересная история, я собирался посетить Сахалинскую область и раздумывал о том, чтобы посетить Курильские острова, но решения ещё окончательно не принял. Как обычно бывает в таких ситуациях, информация стала растекаться, и эта информация дошла до наших соседей, до Японии», – поведал Медведев на онлайн-встрече с участниками Всероссийского молодёжного патриотического слёта «ОстроVа-2020».
Он отметил, что в связи с известными проблемами во взаимоотношениях с соседним государством Япония сразу же сделала жёсткое заявление, что они не потерпят, если высшее должностное лицо из России приедет на Курильские острова. «В этой ситуации я был вынужден нажать кнопку на пульте и сказать, ну все, значит, собирайте команду, готовьте визит на Курилы, потому что ответить на такие заявления можно было только действием. Таким образом я впервые, в том числе благодаря негибкой позиции японского МИД, попал на Курильские острова», – сообщил Медведев.
Говоря об отношениях с Японией, он заявил, что Россия не изменит геополитические приоритеты и «все наши земли останутся при нас».
Заявления замруководителя Совбеза РФ не остались не замеченными в Стране восходящего солнца. Особенно его замечание о том, что поправка о недопустимости отчуждения территории, предусмотренная в обновленной российской Конституции, облегчит переговоры между Токио и Москвой по мирному договору. В Японии это поняли так, что теперь тем более ни о каких территориальных уступках речь идти в принципе не может. В связи с этим японские журналисты поинтересовались отношением своего внешнеполитического ведомства к такой позиции высокопоставленного российского чиновника.
Дмитрий Медведев на острове Кунашир
В нынешней непростой ситуации смены в Японии главы правительства руководителю МИД Японии, похоже, не хочется брать на себя ответственность за комментирование деликатных вопросов политики будущего Кабинета министров на российском направлении. Отсюда отказ министра иностранных дел Тосимицу Мотэги вообще комментировать слова Медведева. Было заявлено: «Разные люди дают разные комментарии и придерживаются разных позиций. Я не буду комментировать каждое конкретное заявление, как я неоднократно говорил на своих пресс-конференциях». При этом был дан намёк на то, что в отличие от «разных людей» президент РФ Владимир Путин, как следует из японской версии телефонного разговора российского лидера с уходящим в отставку премьер-министром Синдзо Абэ, согласен продолжать прилагать усилия для заключения мирного договора между двумя странами. Однако, как хорошо известно, заключение такого договора является анахронизмом и нужно Токио только для того, чтобы добиться от Москвы «возвращения» законно принадлежащих нашей стране Курильских островов. Не случайно пресс-служба Кремля ограничилась сдержанным сообщением о содержании телефонного разговора: «С обеих сторон подчеркнута важность продолжения усилий по укреплению добрососедства между Россией и Японией в интересах народов двух стран, безопасности и стабильности всего Азиатско-Тихоокеанского региона». В свою очередь ведущие японские СМИ сообщают о том, что в своей прощальной беседе с российским президентом Синдзо Абэ призвал продолжить переговоры по заключению мирного договора с Москвой.
Тосимицу Мотэги
Нежелание официального Токио комментировать высказывания Медведева является и проявлением негативного отношения к нему из-за, как выясняется, демонстративной поездки в бытность президентом на Курилы, дабы умерить пыл распоясавшихся японских политиков, законодательно в 2009 году объявивших Южные Курилы «суверенной территорией Японии».
Напомним, как это было.
В августе 2009 г. на парламентских выборах в Японии победила Демократическая партия, новым премьер-министром страны стал Юкио Хатояма. В правительстве демократов существовали различные подходы к территориальным проблемам с соседними государствами – Россией, КНР, Республикой Корея. Часть министров, как и премьер Хатояма, понимали, что, объявляя приверженность идее создания Восточноазиатского сообщества, не следует искусственно нагнетать страсти вокруг противоречий по вопросам границ. Однако занимавшие ключевые министерские посты политики были склонны продолжать «прессинговать» российское правительство, открыто добиваясь уступок. Зная, что российское руководство и российское общество решительно отвергают абсурдные обвинения в адрес нашей страны в «незаконном владении» Курильскими островами, они тем не менее пошли на политическую провокацию. В конце ноября 2009 г. было обнародовано заявление японского правительства о том, что южно-курильские острова якобы «находятся под оккупацией России».
Реакция российского руководства была довольно жёсткой. В направленной 24 ноября 2009 г. в МИД Японии официальной ноте говорилось: «В Москве обратили на упомянутый шаг правительства Японии самое серьезное внимание. Считаем необходимым подчеркнуть, что южные Курильские острова являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны в соответствии с имеющими обязательную юридическую силу для Токио соглашениями и договоренностями между союзными державами, а также Уставом ООН, который ратифицирован Японией. Одобрение японским правительством документа, воспроизводящего вышеуказанную формулировку, не может быть расценено иначе, как неприемлемое».
1 ноября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев прибыл на остров Кунашир. В знак протеста правительство Японии предприняло беспрецедентный в послевоенной истории двусторонних отношений дипломатический демарш. Власти Японии временно отозвали своего посла из России, что в дипломатической практике является одним из высших проявлений недовольства. Нередко в истории это предшествовало разрыву дипломатических отношений.
Ожидалось, что аналогично поступит и Москва, но этого не произошло. Тем самым лишний раз Токио было дано понять, что рабочие поездки российских руководителей различного ранга на Курилы – обычная практика, которая на российско-японские отношения влиять не должна. Тем не менее поездка Медведева на Южные Курилы в 2010 г. стала причиной заметного охлаждения двусторонних отношений. Москва в ответ на японский демарш заявила, что суверенитет РФ в отношении Курил не подлежит пересмотру, а официальные лица будут совершать рабочие поездки независимо от реакции Токио. Вслед за Медведевым Южные Курилы посетили ряд министров правительства России.
Отношения Медведева с японским правительством демократов совсем разладились после того, как сменивший Хатояму неопытный новый премьер-министр Японии Наото Кан в выступлении на митинге, посвящённом «возвращению северных территорий», назвал действия российского президента, посетившего вопреки «предостережениям» Токио Южные Курилы, «непозволительным произволом», что в России было переведено и как «грубость», и даже «оскорбление». Как российские, так и японские СМИ отметили, что высказывание премьера следует признать «небывало резким». Контакты на высшем уровне были приостановлены.
Следует заметить, что резкие дипломатические демарши и гневные филиппики в адрес Медведева в правонационалистических изданиях не произвели на последнего впечатления, и он продолжил поездки на Курилы, вновь вернувшись на пост председателя правительства. Официальный Токио же с упорством, что называется, достойным лучшего применения, продолжает посылать в МИД РФ «протесты» по поводу посещения Курил «без разрешения Японии» любым российским чиновником в ранге министра или к нему приравненного.
Ну а редакция правонационалистической русофобской газеты «Санкэй симбун» в феврале 2011 г., аккурат к сопровождавшемуся антироссийскими шабашами очередному «дню северных территорий», спешно состряпала пропагандистскую книжонку под названием «Кто позволил Медведеву незаконно въехать в (нашу) страну? Предательская дипломатия северных территорий», в которой обрушилась с критикой на своё правительство за неспособность «вернуть» якобы «исконные японские территории». Нельзя исключать, что такая критика может заставить новое правительство Японии «закручивать гайки», отказываясь от курса премьера Абэ на терпеливое обхаживание российских политиков посулами всяческих благ за Курилы. Хотя, имеющий наибольшие шансы сменить Абэ нынешний генеральный секретарь Кабинета министров Ёсихидэ Суга на днях сделал заявление о том, что «курс в отношении России не изменится»…