Британский авианосец Queen Elizabeth и группа сопровождения

О британских аппетитах в Арктике

Британский королевский флот нуждается в глобальном присутствии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На официальном сайте британских королевских военно-морских сил можно найти объяснение тому, почему отношения между Россией и Великобританией не наладятся. Причина кроется в одном-единственном слове, прямой перевод которого с английского versatility – многосторонность, многоликость. Именно она, оказывается, даёт британцам «свободу для развертывания (вооруженных сил) в любой точке мира», сообщает Royal Navy, уточняя, что «королевский флот нуждается в глобальном присутствии».

Добавим, что «в любой точке мира» британский флот жаждет охранять свои интересы вдали от родных берегов. Конечно, Британия тоскует по громко звучавшему когда-то прозвищу Владычица Морей, но есть ещё один банальный мотив за пафосными фанфарами – желание «срубить чужую капусту». И этот мотив зазвучал для Лондона сразу, как только Северный морской путь впервые освободился ото льда на летнюю навигацию. Случилось это восемь лет назад.

В Великобритании появились Объединённые экспедиционные силы (Joint Expeditionary Force, JEF), в состав которых вошли, кроме британцев, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Нидерланды и Эстония. 

JEF развернулась сегодня преимущественно на Русский Север. Недавно британская The Guardian забила тревогу: спутники обнаружили, что на 15 сентября площадь льдов составила всего 3,74 миллиона квадратных километра (прежде достигала 6 млн. кв. км). Особенно быстро льды таяли в период между 31 августа и 5 сентября. Освободившаяся от ледяного покрова вода уже не отражает солнечную радиацию в атмосферу и продолжает нагреваться, поэтому температура в Арктике растёт в два раза быстрее, чем везде.

В связи с уменьшением ледяного покрова  британцы подводят к Мурманску (впервые за 20 лет) армаду американских, датских и норвежских боевых кораблей «демонстрировать свободу навигации против «русских попыток» установить контроль в Баренцевом море и в Арктике», цитирует британского министра обороны Бена Уоллеса канадский сайт Global Research.

Не так важно, что Арктика сегодня самый мирный из всех уголков нашей планеты. Не важно, что Великобритания – не арктическая страна. Не важно даже то, что 53 процента арктического побережья – это Россия. Важна прямая связь между ростом температуры и таянием льдов в Арктике и ростом желания Лондона наложить руку на выгоды, которые сулит Северный морской путь. А этот путь на 40 процентов сокращает время доставки товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии, куда перемещается мировой центр торгово-финансовой активности, в Европу с её зашатавшимися после Brexit экономическими системами.

Британцев легко понять: после развода с Евросоюзом, пишет Global Research, Лондон обнаружил, что ему нужно искать новые торговые пути, независимые от Брюсселя. А возможность опереться на Северный проход даст такую возможность, если вспомнить о духе «атлантизма» и навалиться с Баренцева моря на Россию.

Global Research уточняет, что британские корабли находятся в Баренцевом море на расстоянии не более 50 морских миль от российского берега, недалеко от Североморска – базы российского Северного флота. Какой мир они там поддерживают, в 2500 милях от своих берегов? Впервые британские, а вместе с ними и германские, и норвежские военно-морские силы забрались так далеко на север. «Группируя силы JEF и НАТО, мы демонстрируем приверженность Великобритании к миру, безопасности и свободе доступа и навигации на Дальнем Севере. Эти организации жизненно важны в установлении условий для международной безопасности, и это очень важно, что мы играем свою роль в мире, где растет нестабильность, постоянные вызовы и конкуренция», – заявил министр обороны Великобритании.

Морская пехота

Морская пехота

Запах больших прибылей, открывающиеся возможности в торговле и морских перевозках через потеплевшую Арктику не просто кружат головы отдельных политиков в Лондоне. Они уже вписаны в матрицы мышления британского министра обороны. Надо полагать, именно это ведомство собирается продвигать британский «мир» в Арктике.

Ещё два года назад, 30 сентября 2018 года, британское министерство обороны начало тренировать королевскую морскую пехоту в холодных условиях Норвегии. Тогда же появилась британская «Стратегия обороны Арктики» (Defence Arctic Strategy), основанная на трёх выводах, пишет Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS). Первый – изменения климата ведут к росту экономического значения Арктики. Второй – возвращение Крыма в состав России изменило оценку британским министерством обороны и органами безопасности существующих и возникающих угроз в Арктике. Третий и главный – возросли требования НАТО к сдерживанию «военных угроз России против государств–членов альянса и в более широком смысле».

Если отшелушить всё более дешевеющую риторику британского министерства обороны, можно увидеть, как открывающиеся возможности для крупного капитала в использовании Северного морского пути, запасы углеводородов и другого ценного сырья Арктики поставили Лондон в состояние боевой готовности. И не только Лондон. Учитывая, что в перспективе Арктика едва ли замёрзнет снова, идея оборонять её по-британски скоро охватит весь западный мир.

Заглавное фото: авианосец Queen Elizabeth и группа сопровождения

Статьи по теме