После инаугурации Александра Лукашенко МИД Польши сделало заявление о том, что «президент, избранный на недемократических выборах не может считаться законно находящимся у власти, вне зависимости от того, открыто или тайно он вступил в должность».
«Фраза звучит несколько туманно, однако, очевидно, что в ней идёт речь о сомнениях в легитимности власти в Белоруссии. Прямо это не говорится, но Варшава президента Лукашенко не признаёт. А многие польские СМИ написали вполне конкретно: «Польша не признаёт Лукашенко президентом». Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий также заявил: «В результате недемократических выборов законный президент избран быть не может». Отношения между Польшей и Белоруссией стали уже и без того напряжёнными, а такого рода заявления МИД и премьера могут лишь обострить ситуацию»,
– предупреждает польский общественно-политический еженедельник Myśl Polska.
По мнению издания, нельзя игнорировать тот факт, что за восточной границей страны находятся серьёзные военные силы. Которые, кстати, и продемонстрировали свою мощь на развернувшихся российско-белорусских учениях «Славянское братство». Myśl Polska не сомневается: во время учений отрабатывали «нанесение удара по Польше», других вариантов быть не может. А участие в учениях двух стратегических бомбардировщиков Ту-160 и белорусских истребителей произвели, похоже, впечатление на автора статьи Станислава Левицкого (Stanisław Lewicki), который предупреждает – у России есть не только два Ту-160. Да и этих двух вполне хватит: каждый самолёт несёт 12 крылатых ракет и этого достаточно для того, чтобы от Польши осталась груда развалин.
Но даже без военной помощи со стороны России нельзя недооценивать военную мощь Белоруссии.
«Их армия располагает реактивной системой залпового огня с милым для польского уха названием «Полонез». Дальность стрельбы этой системы составляет 300 километров, то есть она может наносить удары по целям в Варшаве. Позволить себя запугать, разумеется, нельзя, однако, игнорирование потенциальной угрозы выглядит ещё более неблагоразумным и безответственным. В такой опасной ситуации заниматься эскалацией напряжённости никак нельзя»,
– уверен Левицкий.
Между тем Польша делает всё для того, чтобы ухудшить отношения со своим соседом, в числе первых заявив о непризнании Лукашенко президентом Беларуси. Потом к такому заявлению присоединился и Евросоюз, однако Варшаве не следовало спешить и быть среди первых, считает автор статьи. И поясняет: Евросоюз ведь не является представителем какой-то конкретной страны, это международная организация, а Польшу и Беларусь связывают давние отношения и среди прочего – многотысячное польское население Беларуси, о судьбе которого в Варшаве должны думать в первую очередь, когда заходит речь о Беларуси.
«Европарламент, не имеющий отношений с Минском, может действовать так, как он действует, но Польше по вышеуказанным причинам следует занимать более сдержанную позицию. Что будет, если Лукашенко сочтёт заявление польского руководства на тему его легитимности враждебным актом и разорвёт консульские и дипломатические отношения? Кто тогда будет защищать интересы живущих в Белоруссии поляков? Задумался ли премьер Моравецкий об этом, делая своё эмоциональное заявление?»
– отмечает Myśl Polska.
И приводит в пример главу президентской канцелярии Кшиштофа Щерского (Krzysztof Szczerski), который на вопрос журналистов, признаёт ли Анджей Дуда (Andrzej Duda) Лукашенко президентом, заявил: «Сама процедура инаугурации показала, что с его очередным сроком не всё гладко. Я думаю, господин президент Лукашенко сам осознаёт, с какой проблемой он столкнулся».
При этом Щерский благоразумно говорит «господин президент Лукашенко», и это важно, подчёркивает издание, именно так и должны выглядеть дипломатические высказывания.
По мнению Левицкого, Лукашенко остаётся на удивление спокойным – на фоне всего этого шума и риска эскалации ситуации. А МИД Беларуси также спокойно объявил, что белорусский народ – единственный носитель суверенитета и «не нуждается в легитимизации своей власти со стороны самоназванных «легитиматоров», при этом подчёркивалось, что Минск стремится к диалогу со всеми международными партнёрами.
«Какой тогда смысл в давлении на него? В контексте тех результатов, которых мы стремимся достичь, оно может оказаться контрпродуктивным. Однако некоторые хотят в этом отношении превзойти всех остальных. Влодзимеж Бернацкий (Włodzimierz Bernacki), сенатор от партии «Право и справедливость» (PiS) и председатель сенатской комиссии по иностранным делам, заявил: «Мы в своих действиях можем зайти дальше, чем Евросоюз». Лишь бы это не оказалось слишком далеко»,
– констатирует Myśl Polska.
Соб. корр. ФСК