«С самого начала вспыхнувших в конце сентября столкновений Азербайджана и Армении в Нагорном Карабахе международное сообщество пытается разгадать намерения Турции в конфликте, в котором она до недавнего времени занимала сдержанную позицию. Вмешательство в Ливию в конце 2019 – начале 2020 года, разведка ресурсов Восточного Средиземноморья, несмотря на риск напряжённости в отношениях с Грецией и другими странами НАТО, едва прикрытая военная поддержка Баку – всё это является частью глобальной стратегии по утверждению силы и стремлению к энергетической независимости, которую нам следует проанализировать»,
– пишет французский информационный сайт Atlantico.
Издание напоминает, что в течение последних нескольких лет весь мир наблюдал за дипломатической и военной гиперактивностью Турции, не понимая, что стоит за этой активностью. По мнению Atlantico – стремление возродить османский халифат, с потерей которого никак не могут смириться турецкие националисты. Сегодня Эрдоган является полной противоположностью Ататюрка, который стремился сделать страну современной и приблизить её к европейской цивилизации. Эрдоган же решил вернуть страну в арабо-мусульманский мир, причём в этом мире Турция должна стать лидером. Однако такие планы не всем нравятся в мусульманском мире, из-за чего и возникло противостояние Анкары с Египтом, нефтяными монархиями Персидского залива и Ираном.
Контроль над морским пространством от Чёрного моря до Восточного Средиземноморья необходим Турции в первую очередь для разработки ресурсов, поскольку у неё практически нет своих источников углеводородов.
Возникшая летом 2020 года напряжённость между Грецией и Турцией явилась как раз следствием стремления Анкары провести пересмотр территориального раздела всего региона, поскольку Турция уверена, что её интересы были ущемлены.
«В этой связи перспектива крупномасштабного столкновения с Грецией выглядит вероятной или даже желательной в глазах самых радикальных турецких ястребов, тем более что разногласия касаются в том числе и Кипра, ещё одного яблока раздора в отношениях двух стран. Европейские государства и Россия справедливо опасаются геоэкономических потрясений в связи с авантюризмом Эрдогана в Восточном Средиземноморье, но пока что у них не получается продумать адекватный ответ»,
– считает автор статьи публицист, эксперт по Ближнему Востоку Ардаван Амир-Аслани (Ardavan Amir-Aslani).
Он уверен: вмешательство Турции в карабахский конфликт – это последствие глобальной стратегии по объединению всех тюркоязычных народов под эгидой одного государства. Народы эти живут во многих бывших советских республиках Кавказа и Средней Азии, много их и в Иране.
Пантюркисты называют такую этноязыковую империю «Туран» – по имени персидского названия легендарного королевства, которое когда-то было соперником Персии. Так что у Ирана есть дополнительный повод для беспокойства по поводу растущей турецкой экспансии у своих границ. Хотя официально Иран занимает нейтралитет по отношению к Армении и Азербайджану, однако в реальности он всё же ближе к Армении и оказывает Еревану поддержку, выступая с призывами прекратить военные действия и сесть за стол переговоров. Иран оказался в непростом положении в связи с тем, что в стране проживает большая азербайджанская диаспора, которая поддерживает все действия Баку, отмечает Ардаван Амир-Аслани.
«Президент Азербайджана Ильхам Алиев ставит условием прекращения боевых действий вывод армянских сил из Нагорного Карабаха, на что не согласна Армения, которая фактически управляет этой территорией с 1994 года. В результате «региональная война», которой опасается президент Ирана Роухани, как никогда близка к тому, чтобы стать реальностью»,
– делает вывод Atlantico.
Соб. корр. ФСК