В пятницу, 6 ноября, министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отчитался перед депутатами сейма о ситуации с недопуском белорусской электроэнергии на территорию Литвы после начала работы Белорусской атомной станции.
Напомним, 3 ноября, первый блок БелАЭС был включен в объединённую энергосистему Белоруссии, после чего литовский оператор Litgrid прекратил пропуск электроэнергии из соседней страны. А на следующий день МИД Литвы направил очередную ноту протеста в Минск, осуждая «безответственные действия Белоруссии, которые усиливают ядерные и экологические угрозы не только для Белоруссии или Литвы, но и для Европы в целом».
«Коммерческий поток электроэнергии из Белоруссии был остановлен в течение 32 минут после пуска Белоруссией Островецкой АЭС. Таким обнулённым он останется до 2025 года, когда завершится синхронизация сетей стран Балтии с Европой. После того как энергосистема Литвы будет синхронизирована с сетями континентальной Европы, технических возможностей для торговли электроэнергией с Белоруссией не останется»,
– отчитался глава Минэнерго Литвы в сейме.
Кроме того, Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) Литвы отозвал все разрешения, выданные на импорт электроэнергии из стран, не являющихся членами Евросоюза, к которым относится Белоруссия. Всего отозваны лицензии у восьми литовских компаний, за работу без лицензий энергетические компании будут оштрафованы на 10% от годового дохода.
Между тем в Белоруссии прокомментировали очередную ноту протеста.
«Вильнюс отказывается вести нормальный диалог из-за своих геополитических амбиций. Всё на самом деле просто. Литовская сторона, как правило, использует дипломатическую переписку с нами по вопросам БелАЭС не для получения ответов, а для поддержания истерии в своих СМИ. Многочисленные ноты, которые официальный Вильнюс раздаёт, словно пресловутые таблетки йода, порождают апокалипсические заголовки и ожидаемо сеют панику среди литовских граждан»,
– заявил пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз.
По его словам, «в очередном эпизоде этого эпистолярного сериала» Минск обвинили в том, что пуск БелАЭС был произведён «безответственно и поспешно».
«Надеюсь, что в Литве от «советского оккупационного наследия» ещё остались профессиональные ядерщики, которые поймут, что все предпусковые операции на БелАЭС ведутся в строжайшем соответствии с графиком этапных программ под контролем Госатомнадзора и других надзорных органов»,
– цитирует Анатолия Глаза пресс-служба внешнеполитического ведомства Беларуси.
Пресс-секретарь МИД Беларуси напомнил, что литовский регулятор VATESI участвует в работе международных институтов ядерной безопасности, которые оценивали безопасность БелАЭС на всех этапах строительства, и литовский регулятор получал наравне со всеми всю необходимую информацию, и у него не возникало никаких вопросов.
«К сожалению, литовская сторона каждый технологический этап воспринимает как повод для направления новой ноты со старыми аргументами. Бумаги официальный Вильнюс не жалеет – тут ущерб окружающей среде очевиден. Белорусские же специалисты по энергетике, в отличие от литовской стороны, не скатываются до аргументов «все дураки, кроме нас» и ведут уважительный, заинтересованный диалог с Литвой по поводу вывода из эксплуатации Игналинской АЭС»,
– констатировал Глаз.
А тем временем Латвия и Эстония с 5 ноября начали торговать с Российской Федерацией по новой методике, разработанной странами Балтии, но не утверждённой до сих пор Литвой, которая уверяет, что методика всё ещё недействительна и покупать российскую электроэнергию, руководствуясь этой методикой, нельзя.
Соб. корр. ФСК