На фоне затихающих акций протеста власти Республики Беларусь начали наступление сразу на нескольких направлениях.
Усилилось давление на оппозиционные СМИ. Увеличилось количество арестов противников режима. Заметно расширилась область идеологического воздействия на белорусов. И в белорусском руководстве решились на очень неоднозначный шаг. Результат непредсказуем. Речь идёт о появлении в Белоруссии новой «конструктивной» оппозиции, создаваемой властями.
Поначалу официальный Минск не планировал широко привлекать оппозицию к обсуждению переустройства политической системы. Несмотря на объявленное «общереспубликанское обсуждение реформы Конституции», на созданных властями диалоговых площадках практически не было противников власти. Обсуждение велось среди лояльных руководству республики экспертов, представителей государственных органов управления, профсоюзов и созданных властью общественных организаций. Открытые противники Александра Лукашенко, если и допускались на такие мероприятия, то диалога с ними не получалось. Это позволило оппозиции назвать происходящее фарсом. Однако за последний месяц ситуация начала меняться. Руководство республики перешло к попыткам представить белорусскому обществу «новую оппозицию».
Началось формирование подконтрольного властям оппозиционного движения. Осуществить этот манёвр было поручено бывшему члену штаба бывшего кандидата в президенты Виктора Бабарико бизнесмену Юрию Воскресенскому. Ранее его задерживали в рамках уголовного дела по организации массовых беспорядков, но после знаменательного визита 10 октября Лукашенко в СИЗО КГБ он был выпущен на свободу. По словам Воскресенского, ему был дан «карт-бланш» на подготовку предложений от имени оппозиции по изменениям в Конституцию и списка противников президента Белоруссии, которых можно отпустить на волю. И это были не пустые слова.
Выйдя на свободу, Воскресенский стал активно оправдывать действий белорусских властей в отношении радикально настроенных протестующих. Он стал призывать противников Лукашенко к диалогу, доказывая, что белорусский лидер готов к этому и даже не собирается идти в президенты в случае объявления новых выборов.
Юрий Воскресенский. Фото: Брестская газета
Воскресенский стал частым гостем в программах белорусских государственных телеканалов, начал проводить встречи с политиками и общественными деятелями, а в начале ноября заявил о создании Круглого стола демократических сил (КСДС). По его словам, Круглый стол станет «оператором национального диалога оппозиции», присоединиться к которому изъявили желание многие из Координационного совета (КС), созданного по инициативе Светланы Тихановской. Несмотря на категорическое отрицание окружения Тихановской любого сотрудничества с Воскресенским, последний объявил, что члены КС выслали ему «десятки страниц с предложениями не только в конституционное законодательство, но и в отдельные смежные отрасли права».
По словам Воскресенского, «фактически идет речь о создании политического коворкинга и площадки для генерации политических стартапов, в том числе создания политических партий и движений». На фоне того, что Александр Лукашенко потребовал разобраться с имеющимися в стране партиями и провести чистку их рядов, действия КСДС по созданию новой политической организации обретают двусмысленный характер. И происходит всё под контролем белорусских властей. Напрямую никто из представителей власти не заявляет о поддержке Воскресенского, который всё ещё находится под уголовной статьей 293 УК РБ с возможной мерой наказания до 15 лет лишения свободы. Однако появились такие признаки, как замена меры пресечения с содержанием в СИЗО на подписку о невыезде (по особо тяжким преступлениям это крайне редкое в Белоруссии явление); поддержка действий Воскресенского государственными СМИ; появление рядом с Вознесенским лиц, ранее задержанных в рамках уголовных дел о попытке организации массовых беспорядков. Кроме того, стало известно, что КСДС будет располагаться в прежнем офисе объединённого штаба оппозиции, который ранее был опечатан, а сдавшие помещение в аренду руководители группы компаний «Белтяжмаш» арестованы. Теперь же один из них оказался на свободе и помогает Воскресенскому.
Создавая подконтрольную себе оппозиционную структуру, власти Белоруссии не могли не делать расчёт и на то, что деятельность Воскресенского расколет находящуюся в идеологическом кризисе оппозицию. И это официальному Минску в определённой мере удалось. Находящиеся за пределами Белоруссии противники Лукашенко фактически объявили Воскресенского предателем. Как заявила Светлана Тихановская, темой любого диалога с властями должны быть не поправки в Конституцию, о которых настойчиво говорит бизнесмен, а новые выборы. Поэтому она и её соратники отказываются участвовать в «инициативах политических самозванцев» и не рекомендует делать это другим «демократическим силам». Диссидентское крыло белорусской оппозиции уже приступило к формированию собственных органов, которые должны составить конкуренцию КСДС. В частности, речь идёт о «народном антикризисном управлении» (НАУ), которое должно стать органом, «обеспечивающим достижение следующих целей – начала переговоров и стабильности в стране в момент перехода власти к демократическим силам». При этом первоначальные радикальные заявления представителей НАУ сошли на нет. По словам одного из лидеров оппозиции, находящегося за границей Павла Латушко, теперь «наиболее эффективным сценарием выхода из кризиса является конституционный вариант транзита власти через общественный диалог». То есть именно то, о чем говорил Лукашенко и за что ратуют сейчас Воскресенский и его КСДС.
Оказалось, что готовы к диалогу и представители «старой» оппозиции, которые не бежали из Белоруссии и отказались действовать по указаниям группы Тихановской / Латушко. Об этом говорит активность давно маргинализированной националистической партии БНФ (Белорусский народный фронт) и её лидера Григория Костусева. Неожиданно он появился в одной из программ на государственном телеканале, где вёл беседу с провластными политиками и экспертами, в том числе с Воскресенским. При этом, в отличие от Тихановской и её сподвижников, Костусев не заявил о необходимости отставки Лукашенко как об условии начала переговоров. Он, как и группа Воскресенского, считает необходимым разобраться с освобождением политзаключённых, расследовать факты насилия во время акций протеста, а также соблюдать действующую Конституцию.
Таким образом, в лагере оппозиции появился ещё один «троянский конь», которые не следует указаниям Тихановской и готов к переговорам с властями практически на предложенных теми условиях. В итоге белорусская оппозиция стала ещё более раздробленной. В краткосрочной перспективе это усиливает позиции властей. Однако такая тактика чем-то напоминает «зубатовщину» последних лет существования Российской империи и может сыграть с официальным Минском злую шутку.
В первую очередь речь идёт о том, что к создаваемой «провластной оппозиции» привлечены старые оппоненты Лукашенко, вдруг спрятавшие свой радикализм. Большинство из них всегда были ориентированы на Запад, а некоторые, вроде БНФ, являются открытыми русофобами. Сотрудничество с этим крылом оппозиции, которое поддерживается крайне небольшим числом белорусов, но политически активно, может плохо сказаться на отношении к белорусским властям и их сторонникам и Москвы. Предшествовавшие нынешнему кризису шесть лет показали, что любые попытки заигрывать с националистами и русофобами ведут лишь к обострению ситуации, а полный контроль над этой публикой невозможен.
Фото: culture.pl