Зе-команда, как может, выводит на финишную черту процесс ликвидации русского языка на Украине.
С 16 ноября вся сфера обслуживания и торговли в республике формально перешли на украинский язык. Кассиры супермаркетов, парикмахеры, рабочие сервисных служб, официанты и даже вахтёры в общественных туалетах обязаны обращаться к клиентам исключительно на мове. Бизнесу дадут несколько месяцев на адаптацию, а с 2021 года начнут его нещадно «наказывать гривной».
За каждое русское слово организации сферы торговли и услуг будут платить до 11700 гривен (примерно 30000 рублей). Пока что государство и бизнес больше дискутируют о частичном «локдауне» и разбираться с предпринимателями по языковым вопросам у властей не хватает времени. Однако если ковид-истерия немного поутихнет, киевский режим возьмётся за русских и русскоязычных со всей энергией. «Активистов», готовых устраивать провокации хватает; та же сочинительница Лариса Ницой регулярно «кошмарит» продавцов и кассиров, отвечающих по-русски на её вопросы.
Старт тотальной украинизации образования был дан 1 сентября 2020 года. Преподавание на русском языке в учебных заведениях Украины возможно теперь только в ограниченных объёмах с 1-го по 4-й класс. В средней и старшей школе на украинском теперь читается не менее 80% дисциплин. На русском языке возможно преподавание лишь самого русского языка и только как иностранного. При этом 73% украинцев требуют вернуть русский язык в школы, а власти их требования игнорируют.
Помимо образования, тотально украинизируются и другие сферы общественной жизни – пресса, телевидение, реклама, кинематография и театр. Все это происходит в рамках принятого при Порошенко закона о государственном языке, который Зеленский не отменил.
Между тем тихое, но последовательное саботирование тотальной украинизации со стороны народа налицо. На страницах издания «Страна.UA» недавно вышла серия публикаций, посвященных массовому переходу жителей Украины (в том числе Западной) на просмотр российских телеканалов. Очень примечательный факт! Хотя российское телевидение находится под полным запретом, украинцы спокойно смотрят его через спутник. Официальный Киев не в состоянии обеспечить полное покрытие территории качественным цифровым сигналом, а украинские телерадиокомпании кодируют свой сигнал, чтобы собирать с населения деньги, да и круглосуточная мова людям, говорящим по-русски, надоела.
«Всего в Украине, по официальным данным, телевидение через спутник смотрят почти в 4,5 миллиона домов. То есть у 4,5 миллиона украинцев есть доступ к российским телеканалам. И популярность спутникового телевидения из-за проблем с доступом к «цифре» только растет», – пишет «Страна.UA».
В бандеровском сегменте по этому поводу паникуют. Один из «свидомых» ровенских предпринимателей пожаловался журналистам на то, что после просмотра ток-шоу на «России-1» его мать начала жёстко критиковать политику Зеленского.
Фарсом пока закончились и попытки бороться с российской книгой. Так, руководство сети книжных магазинов «Книгарня Є» годами выступало против продажи на Украине продукции на русском языке, «закладывало» коллег, продающих книги на русском, а произведения российских авторов помещало в отдел «иностранной литературы». По мнению экспертов, «Книгарня» ждала денежной поддержки от властей, но так её и не получила. А теперь её руководство заявляет, что «у русскоязычного продукта на украинском рынке больше шансов, поэтому она вынуждена приспосабливаться к условиям рынка, значительно увеличивая долю русскоязычной книги в продаже». А что тут удивляться? Не менее 50–70% книжного рынка Украины – это продукция не на мове. Ведь читают больше всего жители крупных мегаполисов, а они общаются между собой преимущественно на русском.
Согласно опросу центра «Социальный мониторинг», на украинском языке в быту разговаривают всего 36% жителей Украины, остальные либо общаются только по-русски, либо совмещают оба языка. По данным КМИС, 49% называют русский язык «историческим достоянием» Украины, а 30% требуют сделать его государственным (более половины жителей Востока Украины и почти половина Юга).
В своё время Зеленский разглагольствовал о том, что он против ограничения прав русских и русскоязычных. Сам демонстративно общался по-русски, обещал русский язык Донбассу. Однако быстро стало понятно, что это пустые лозунги. Языковые законы Порошенко остались при Зеленском в силе. «Вопрос языка – это очень важный, принципиальный вопрос для государства, – говорит секретарь Совбеза Украины Алексей Данилов. – Никакой второй, русский, у нас быть не может... Если мы говорим об Украине, то должен быть только государственный украинский язык». А в порядке издевательства Данилов добавил, что «вторым языком» для Украины должен стать английский. Русского языка самостийники боятся.
Между тем электоральный рейтинг «слуг народа» и уровень доверия лично к Зеленскому рухнули в 2020 году примерно в два раза. С учётом очевидного неисполнения украинским президентом его обещаний народу понадобилось срочно найти оправдание. И нашли. 9 октября 2020 года пресс-служба Верховного суда официально заявила, что, согласно решению ВСУ, президент Украины как официальное лицо (с учётом исполнения им конституционных полномочий) может разговаривать исключительно на украинском языке.
Все понимают, что судебная власть на Украине полностью зависима от власти исполнительной, и объяснения Зеленского в духе «я бы и рад, но конституция не велит» напоминают историю с гоголевской унтер-офицерской вдовой в пересказе городничего. Только Зеленский на самом деле себя высек.
Сейчас дело об украинизаторском законе находится на рассмотрении в Конституционном суде Украины, но деятельность КСУ заблокирована Зеленским, и когда рассмотрение дела завершится, неизвестно.
Языковая ситуация на Украине показывает, что Зеленский, как и Порошенко, ведет страну в никуда. Агрессивная украинизация уже обернулась боком для Порошенко. Может ли положение с языком стать одним из факторов окончательного развала Украины? Исключать нельзя.