В российских СМИ довольно широко комментируется скандальный факт «подарка» аккредитованным в РФ японским дипломатом краеведческому музею в городе Минусинске издаваемого посольством Японии в Москве пропагандистского журнала на русском языке с картой, на которой российские Курильские острова обозначены как японские.
«Для нас стало удивительным, что так в открытую происходят такие, казалось бы, глобальные процессы. Недопустимо переписывать историю и внушать вещи, которые должны решаться на уровне государства», – недоумевает директор музея Светлана Борисова.
Свободное распространение журналов и брошюр с такими «картами» стало широко практиковаться японским посольством и генконсульствами в Российской Федерации с момента её образования после распада СССР и появления в нашей стране новых властей. Во времена козыревского МИД японские дипломаты, почуяв слабость ельцинского руководства и его стремление ради финансовой поддержки Токио идти на серьёзные территориальные уступки, принялись активно обрабатывать население нашей страны, дабы добиться его согласия с тогдашним капитулянтским курсом Кремля.
МИД Японии большими тиражами издавал, а японские посольство и консульства в РФ беспрепятственно распространяли красочные брошюры на русском языке «Северные территории Японии». В них, в частности, утверждалось: «9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз в нарушение Пакта о нейтралитете вступил в войну против Японии…» Объясняя своё несогласие с Ялтинским соглашением, по которому Южный Сахалин и все Курильские острова переходили к Советскому Союзу, составители брошюры заявляли: «Япония, которая не была участницей в Ялтинском соглашении (как Япония могла быть в годы войны участником конференции стран-союзников?! Абсурд! – А.К.), ни юридически, ни политически им не связана». А потому-де действия Советского Союза следует именовать «нападением, незаконным захватом японской территории».
Бесплатно распространялась в России пропагандистская книжка на русском языке той же направленности под заголовком «Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией. 88 вопросов от граждан России». В предисловии сообщалось, что книжка предназначена для «людей, занимающих руководящее положение в различных кругах российского общества». Самонадеянно, с чувством превосходства составители этого пропагандистского опуса утверждали: «Во многих случаях российские люди не знают истинных исторических фактов»; эти якобы исторически неграмотные российские люди подкупались щедрыми посулами в случае сдачи Курил Японии: «Тогда (после сдачи Курил. – А.К.) для нашей страны станет возможным осуществление имеющего другое измерение крупномасштабного сотрудничества и помощи в построении новой России». Поразительно, но такую пропагандистскую поделку отпечатали в… «ППО «Известия» Управления делами Президента РФ»!
Все эти годы, игнорируя заявления робко пытавшегося протестовать МИД РФ, японская правительственная пропаганда, не прекращала картографическую агрессию. Японская пропаганда не стеснялась использовать для внедрения лозунга «принадлежности Японии Курил» и проходившие в Японии международные встречи глав правительств. Примером того, как японцы без уважения относились к «новой России» и её руководителям, были нарушающие дипломатические каноны и элементарные правила приличия провокации на саммите G8 в 2008 году. Тогда участвовавший в работе саммита на Хоккайдо президент РФ Дмитрий Медведев вынужден был ежедневно лицезреть демонстративно вывешенную большую карту с Курильскими островами, обозначенными как «японские». Одновременно для участников саммита и сопровождавших их лиц была подготовлена печатная продукция на английском языке. Сообщалось, что «только в одном путеводителе по Хоккайдо скандальная карта с «японскими» Курилами встречается 98 раз».
И какова была реакция Москвы на столь оскорбительное поведение Токио? В Кремле, сообщала газета «Известия», «не склонны драматизировать ситуацию вокруг Курильских островов. Там считают: проблема, безусловно, существует, но она не должна мешать нашему сотрудничеству с Японией в экономической, гуманитарной и других сферах». Представитель президента РФ по делам G8 Аркадий Дворкович невозмутимо заявил: «Вопрос южных Курил не будет иметь к саммиту никакого отношения. Позиция Японии останется такой же, как раньше. Хотя там, несомненно, будут на лужайках выступать группы протестующих. Всё как обычно…»
И это «как обычно» продолжается. Достаточно вспомнить, как в текущем году японское правительство одобрило карту маршрута движения по Японии Олимпийского огня, провокационно включив в него принадлежащие России Курилы. Или «шутку» губернатора столичной префектуры Юрико Коикэ, которая предложила провести олимпийский марафон на «северных территориях» (на Курилах).
Хотя позиция Москвы в отношении незаконных притязаний Японии в последнее время обретает большую чёткость и принципиальность, похоже, политикам в Токио она не представляется достаточно твёрдой, коль скоро японским дипломатам позволено продолжать провокационную деятельность по обработке российского населения в духе «понимания территориальной проблемы». А также насаждения идеи подписания давно ставшего анахронизмом «мирного договора», основу которого, по утверждению японского правительства, должна составить сдача Японии южных Курил. И это только пока: в арсенале японских националистических сил есть лозунги «возвращения всех северных территорий» – от Курильской гряды до Камчатки и южной половины Сахалина.
В связи с внесением в Конституцию РФ положения о запрете пропаганды отчуждения российских территорий возникает вопрос: как должны действовать российские властные структуры в случаях, когда антироссийскую пропаганду ведут на нашей земле злоупотребляющие гостеприимством и пользующиеся дипломатическим иммунитетом граждане иностранных государств? Такая практика японских посольских и консульских работников подпадает под формулировку «деятельность, несовместимая со статусом дипломата» с последующим объявлением нарушителя persona non grata. Поводом для этого может служить публичная критика тем или иным лицом правительства или других государственных органов страны пребывания, любое иное вмешательство в её внутренние дела, неуважение к её законам и обычаям, злоупотребление дипломатическими привилегиями и иммунитетом и т. п.
Разве публичная пропаганда отторжения части суверенной территории страны пребывания не является вмешательством во внутренние дела, неуважением к законам и обычаям страны, неуважением к Конституции РФ, злоупотреблением дипломатическими привилегиями и иммунитетом? Хотелось бы получить разъяснения на этот счёт от российского внешнеполитического ведомства, призванного стоять на страже интересов государства и оберегать его от провокаций со стороны прикрывающихся дипломатическим паспортом иностранцев.