Армянский информационно-аналитический центр (ИАЦ) VERELQ опубликовал интервью с директором Института востоковедения НАН Армении тюркологом Рубеном Сафрастяном, в котором эксперт объясняет, с какой целью были сделаны провокационные заявления президентов Турции и Азербайджана во время военного парада в Баку по случаю окончания войны в Карабахе и в интересах ли Армении нормализация отношений с турецкой стороной.
По мнению Сафрастяна, упоминание имени Энвер-паши Эрдоганом необходимо рассматривать как напоминание о геноциде армян, поскольку Энвер-паша и был главным вдохновителем геноцида, но ещё он был сторонником идеи пантюркизма и панисламизма – «полный набор всего того, что может считаться тёмной стороной турецкой истории».
Но если отвлечься от истории и вернуться к дню сегодняшнему, то все надежды премьер-министра Армении Никола Пашиняна и его команды на открытие рынков Турции и Азербайджана для Армении выглядят далёкими от реальности. Потому что за прошедшие сто лет в отношении Турции к Армении ничего не изменилось, эта политика продолжает базироваться на принятии определённых условий, и только после принятия этих условий возможно установление нормальных (с точки зрения Анкары, конечно) отношений.
«Этих предварительных условий три, одно из которых – отказ Армении от политики признания и осуждения Геноцида. Второе – официальное заявление высшего руководства Армении, что оно следует Карскому договору, который у нас в стране не считается легитимным, потому что он был подписан без участия в переговорах армянской стороны. И третье – отказ от защиты интересов Арцаха»,
– цитирует издание Сафрастяна.
Эксперт уверен, что турки не отказались от этих предварительных условий, поскольку основные принципы политики Анкары в отношении Еревана были заложены ещё в декабре 1991 года. Он напоминает, что Турция была среди тех стран, которые первыми признали независимость Армении, однако при этом в Анкаре отказались от установления дипломатических отношений с Ереваном, заявив, что для этого необходимо «прояснить некоторые вопросы». По мнению Рубена Сафрастяна, это «как раз и есть эти три вопроса».
В основе такой политики, считает тюрколог, лежит сложное географическое положение Армении, окружённой недружественными странами и не имеющей выхода к морю. И уверенность Анкары в том, что Армения просто обязана пойти на уступки Турции, ведь у неё просто нет выхода.
«Однако установление нормальных отношений с Турцией сегодня просто не вписывается в рамки каких-то морально-этических канонов. Потому что мы знаем: турки спровоцировали эту войну, руководили этой войной, участвовали в этой войне, экспортировали, так сказать, в Азербайджан террористов и т. д. Устанавливать с нашей стороны сразу после хрупкого перемирия, после нашего поражения с Турцией отношения – как это можно? Может, в будущем, когда Турция изменит свою политику в отношении Армении, пройдёт какое-то время, может, в будущем это будет возможно. Но сейчас это просто невозможно»,
– уверен аналитик.
Он призывает не забывать тот факт, что, спровоцировав войну, Анкара преследовала свои цели – ослабить Армению и начать воплощение в жизнь идеи своей пантюркистской стратегии. А основным фактором этой стратегии на данном этапе, по словам Сафрастяна, является установление сухопутного сообщения с Азербайджаном через Нахичевань.
«Турция постарается извлечь наибольшую выгоду из сложившейся ситуации, чтобы этот коридор стал более широким. А затем приступит к осуществлению следующих своих пантюркистских амбиций»,
– констатирует эксперт.
Соб. корр. ФСК