Борис Джонсон коронавируса не боится, но опасается

Великобритания: чумные острова, или Беда не приходит одна

Европу напугали новым вирусом-мутантом

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Определить последствия Брекзита в полной мере можно будет только со временем. Что и говорить, англичан манил призрак возрождения былого величия в случае «освобождения от пут Европейского союза». 31 января 2020 года Великобритания вышла из ЕС, потеряв представительство и право голоса в его органах власти.

1 января 2021 года она выйдет и из европейского общего рынка, пустившись в самостоятельное плавание. Условия этого плавания будут зависеть от того, как теперь Лондон сможет договориться с Евросоюзом о будущем экономическом взаимодействии. Пока договорённости нет, а это значит, что Британия может оказаться в положении стран, не имеющих никаких льгот в торговле с ЕС.

Год назад многие жители Великобритании радовались выходу из Евросоюза. Фото: REUTERS Simon Dawson

Основным камнем преткновения является вопрос о вылове рыбы в британском прибрежном шельфе. Британия требует, чтобы европейские рыбаки сократили вылов на 60%, но ЕС в ответ выставляет повышенные ставки таможенного обложения. Лондонские евроскептики попали в неприятную ситуацию: они требовали Брекзита, потому что «европейцы нагло тралят их прибрежные воды», а получили «ответку» в виде повышения цен на британские товары на континенте. А это очень серьёзная статья доходов. В частности, упадут доходы от британской (шотландской) алкогольной продукции – на радость польским производителям контрафактного виски, близкого по качеству к оригиналу.

Сейчас идёт затяжное препирательство по квоте на вылов рыбы, и британцы уже согласились ограничиться 35% вылова, но чиновники в Брюсселе твёрдо настаивают на 25%. Брюссель вполне способен дожать Лондон: возможные убытки от повышения торговых тарифов не сравнимы с убытками от ограничений вылова «британской» рыбы европейцами. Однако евроскептики в парламенте требуют от Бориса Джонсона отстаивать свои позиции до конца, что может привести к срыву переговоров. При этом полный разрыв невыгоден обеим сторонам. Что из этого получится, неясно.

И вот тут-то 14 декабря британский министр здравоохранения Мэт Хэнкок вдруг объявил о появлении нового коронавируса-мутанта, который-де распространяется на 70% быстрее, чем его предшественник, всем уже известный. После чего 19 декабря Борис Джонсон принял решение об ужесточении карантина в ряде районов Великобритании, что исключает там традиционное коллективное празднование Рождества. Лишь на один день, 25 декабря, разрешаются семейные встречи в тех районах, где не введены дополнительные ограничения.

Борис Джонсон регулярно даёт брифинги по поводу коронавируса.

Борис Джонсон регулярно даёт брифинги по поводу коронавируса. Фото: REUTERS POOL New

В Лондоне это произвело ожидаемый эффект: образовались потоки жителей, стремящихся покинуть город до вступления ограничений в силу. Вскоре ни на одном из лондонских вокзалов не было билетов на поезда за пределы зоны ужесточения карантина.

Дальше – больше. Приняв во внимание угрозу нового вируса-скорохода, 21 декабря Франция закрыла границу с Великобританией, и на этой границе скопилось огромное количество грузовых автомобилей. Более 1500 большегрузов на многие километры заполонили подъездные пути к КПП при въезде в туннель под Ла-Маншем. Примеру Франции последовали ещё 50 государств, закрывших все виды сообщений с Великобританией.

Транспортный коллапс на подступах к Великобритании.

Транспортный коллапс на подступах к Великобритании. Фото: REUTERS/Simon Dawson

Острова оказались в изоляции. Возмущённые водители остановленных грузовиков, вынужденные жить в кабинах, тут же назвали Великобританию «чумным островом», и прозвище быстро облетело Интернет.

Закрытие границы остановило двусторонний конвейер поставок в Великобританию овощной продукции. В пустеющих магазинах стали возникать очереди, тем более что покупатели запасались на праздники. С прилавков исчезли салат, цитрусовые, брокколи, цветная капуста, ягоды. Люди стали вставать в очереди в магазины в 5.30 утра, как во времена Второй мировой войны.

Говорят, продуктов в магазинах достаточно, чтобы хватило на Рождество, но, если границу не откроют, после 25 декабря дефицит неизбежен. Зимой 90% овощей и 70% фруктов и ягод поступают на Британские острова с континента. Эти продукты не могут долго храниться в контейнерах. Ситуация обостряется стремлением запастись европейскими товарами до официального выхода страны из ЕС, намеченного на 1 января. К закрытию границ может добавиться паника в магазинах.

С 23 декабря Франция разрешила въезд на свою территорию водителей из Великобритании, у которых есть отрицательный тест на коронавирус с давностью не более трёх суток. Возможно, это несколько разрядит обстановку, но это лишь одна сторона проблемы. Французские власти озабочены другим вопросом: если вирус-мутант получит распространение в Великобритании, можно ли пускать водителей на континент с новыми грузами? А ведь грузовой транспорт везёт на Британские острова не только плодоовощную продукцию, но и итальянские макароны, и швейцарские сыры, и немецкие колбасы, и многое другое. Британская гастрономия большим ассортиментом изделий не грешит, и полки в магазинах начнут пустеть быстро и, вероятно, не на один месяц и не на два. СМИ пишут, что это может стать репетицией последствий выхода Великобритании из Европейского союза. Как поведёт себя население на островах, пока не угадать.

Заглавное фото: REUTERS/POOL New