Сталин, Трумэн, министры иностранных дел СССР и США в Постдаме

Долгий путь к мирным договорам со странами бывшего нацистского блока

Совет министров иностранных дел (СМИД), созданный Большой тройкой, и послевоенные противоречия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Победа в мае 1945 года вбила осиновый кол в нацистский блок. И если в отношении поверженной Германии союзники по антигитлеровской коалиции приняли решение о её коллективном управлении с целью денацификации и демилитаризации, то с бывшими европейскими союзниками Берлина – Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, сохранившими государственный суверенитет, на Потсдамской мирной конференции было решено заключить мирные договоры.

Непосредственную разработку текстов договоров лидеры Большой тройки поручили Совету министров иностранных дел (СМИД), представлявших СССР, США, Великобританию и Францию (участие Китая предусматривалось исключительно при рассмотрении вопросов мирного урегулирования с Японией, этот вопрос также решался Советом, но его освещение выходит за рамки настоящей статьи).

По принятому в Потсдаме решению при разработке мирных договоров Совет должен был состоять «из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции». Это означало, что условия мирного договора с Финляндией должны были разрабатывать Советский Союз и Великобритания как державы, находившиеся в состоянии войны с этой страной и подписавшие условия капитуляции Хельсинки; мирные договоры с Румынией, Венгрией и Болгарией – Советский Союз, Великобритания и США. При рассмотрении вопросов мирного урегулирования с Италией к державам, подписавшим с ней условия капитуляции, приравнивалась Франция. Члены Совета, которые не участвовали в подготовке того или иного мирного договора, тем не менее могли быть приглашены на заседание.

Советскую делегацию на всех этапах мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии в Европе возглавлял министр иностранных дел СССР В.М. Молотов, американскую – государственный секретарь Дж. Бирнс, британскую – министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин. Последние двое, отражая все более явный курс западных союзников на конфронтацию с Советским Союзом, вели согласованную линию.

Это проявилось уже на первой сессии СМИД (всего за 1945-1946 гг. их состоялось шесть) в Лондоне в сентябре – октябре 1945 г. Здесь советская делегация столкнулась с попытками союзников ревизовать решения Потсдама. На первом же заседании Бирнс выразил готовность его делегации немедленно пересмотреть Потсдамские постановления относительно порядка разработки мирных договоров, создавая этим прецедент к пересмотру и других совместно принятых решений. А чтобы укрепить свои позиции, Бевин и Бирнс пригласили присутствовать на переговорах делегации Франции и гоминьдановского Китая.

Советская делегация твердо заявила, что она не уполномочена пересматривать решения, принятые главами правительств, и предложила перейти к рассмотрению вопросов по существу, а к американо-британскому предложению вернуться на одном из ближайших заседаний Совета.

Разговор по существу тоже шел с большими затруднениями. Западных дипломатов заботила не столько суть мирных договоров, сколько стремление не допустить усиления влияния СССР на Балканах и в придунайских государствах. Американский дипломат Д. Кемпбелл выразился на этот счет предельно ясно: «Соединенные Штаты и Великобритания оказались перед проблемой: сумеют ли они в процессе мирных переговоров добиться того, чего они так безуспешно добивались в период перемирия, а именно поставить ногу в дверь, ведущую в Восточную Европу».

Так, американская делегация в ультимативной форме заявила, что Соединенные Штаты не будут обсуждать договора с Румынией и Болгарией до тех пор, пока там не будут созданы правительства, соответствующие стандартам западной демократии и признаваемые Соединенными Штатами. К этому американскому требованию присоединилась британская делегация.

В ответ на это В.М. Молотов был категоричен: «Румынскому населению нравится это правительство, американскому правительству не нравится. Как же быть? Неужели из-за того, что американскому правительству не нравится теперешнее правительство Румынии, нужно его свалить и навязать другое правительство, которое будет недружественно к Советскому Союзу? В таком деле мы не можем быть помощником американской делегации».

Требование западных делегаций об изменении состава правительств двух этих стран фактически сделало невозможным рассмотрение конкретных вопросов румынского и болгарского мирных договоров.

22 сентября советская делегация вернула участников заседания к вопросу о процедуре работы Совета и предложила строго руководствоваться решениями Потсдамской конференции. Бевин ультимативно заявил, что он не хочет принимать участия в обсуждении этого вопроса. Работа СМИД по выработке мирных договоров была блокирована.

29 сентября Бирнс неожиданно выступил с предложением о созыве конференции для рассмотрения мирных договоров с бывшими союзниками Германии. В состав участников конференции Бирнс предложил включить всех европейских членов ООН и большую часть ее неевропейских членов. За основу обсуждения предлагалось принять доклады заместителей министров по итогам лондонской сессии Совета, то есть на обсуждение было предложено вынести несогласованные проекты мирных договоров. Их окончательный текст должен был быть выработан теми приглашенными государствами, которые объявили войну данной стране.

Такое предложение находилось в полном противоречии с потсдамскими решениями и фактически ликвидировало СМИД как основную инстанцию по выработке мирных договоров; в случае его принятия условия мира зависели бы от конференции, где Вашингтон и Лондон могли рассчитывать на подавляющее большинство голосов за счёт зависимых от них стран. Не отвергая в принципе идею созыва конференции, советская делегация подчеркнула, что вопрос об этом должны решать те государства, которые подписали условия капитуляции.

Чтобы найти выход из тупика, советская сторона 2 октября предложила подписать протоколы согласованных решений в порядке, установленном Потсдамской конференцией, а несогласованные вопросы рассмотреть на следующем заседании, 3 октября. Однако по договоренности Бирнса с председательствовавшим в тот день главой гоминьдановской делегации Ван Шицзи последний заявил, что сессия немедленно завершает свою работу.

Бирнс же, со своей стороны, уповая вслед за президентом Г. Трумэном на атомную «дубинку», угрожающе возложил ответственность за срыв сессии на Советский Союз, якобы проявивший «несговорчивость».

В беседе с послом США А. Гарриманом 24 и 25 октября 1945 г. И.В. Сталин предложил еще раз попытаться созвать СМИД и на нем выработать проекты мирных договоров, а уже потом созвать конференцию тех стран, которые будут значиться в согласованном списке. Союзников удалось убедить в целесообразности такого решения. Итогом стало решение о новой сессии СМИД в Москве, которая проходила с 16 по 26 декабря 1945 г.

Здесь по настоянию советской делегации была подтверждена процедура выработки мирных договоров, установленная в Потсдаме. Кроме того, участники сессии договорились, что обсуждение проектов мирных договоров, подготовленных СМИД, станет предметом специально созванной для этого конференции.

Вопрос о составе будущей конференции снова вызвал острую борьбу. В результате было достигнуто компромиссное соглашение: в число участников было включено 21 государство – пять великих держав, а также Австрия, Бельгия, Белорусская ССР, Бразилия, Греция, Индия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. Сессия решила, что постановления конференции будут являться рекомендациями, которые СМИД рассмотрит в порядке, установленном Потсдамской конференцией, после чего выработает окончательный текст мирных договоров.

Последнее положение имело исключительно важное значение. Оно означало, что советской делегации на московской сессии удалось вернуть союзников к принципам последней по счету конференции Большой тройки. При этом был предложен компромисс, позволивший преодолеть сопротивление Вашингтона и Лондона. По решению московской сессии СМИД заместители министров иностранных дел должны были возобновить работу над составлением текстов мирных договоров, а срок созыва мирной конференции был установлен 1 мая 1946 г. Подготовка мирных договоров была завершена на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в 1946 году.

Другие материалы